Столько тьмы, что не видно света

По правде говоря, сама не ожидала, что обзор писем "Чужая беда?" вызовет такой резонанс среди читателей "СБ".
По правде говоря, сама не ожидала, что обзор писем "Чужая беда?" вызовет такой резонанс среди читателей "СБ". Хотя почему же не ожидала? Поставленная проблема, которая, на первый взгляд, касалась только авторов писем, знакома каждому. Всем нам приходилось хотя бы раз в жизни решать частнособственнические вопросы с помощью власть имущих. Даже если власти той - всего-то "заведовать" канализацией или электропроводкой энной многоэтажки.

Большинство написавших или позвонивших в редакцию примерно так высказали свое мнение по поводу статьи: "Готов подписаться под каждым словом". "Такое чувство, что чиновники отгородились от нас секретаршами, двойными дверями, дубовыми столами и дела им ни до кого нет, - горячился в телефонном разговоре Михаил Степанович Чурко из Борисова. - Да разве ж так просто к чиновнику на прием попадешь? У него все по записи, в порядке очередности, прием по личным вопросам - каждое 29 февраля текущего года..."

"А телефоны с автоматическим определителем номера начальникам зачем? - вторит Михаилу Степановичу безработная Светлана из Лунинецкого района. - Знакомый номер - подниму трубку, а незнакомый - пусть звонит, у меня и без того дел невпроворот? Я уже таким образом третью неделю дозваниваюсь одному местному чиновнику и все без толку".

"Спасибо, что подняли проблему невнимательного, а порой и хамского отношения власть имущих к нуждам человека, - написала в редакцию Л.В.Макрецкая из Полоцка. - А то вроде все все знают, но молчат, сказать боятся - как бы хуже не было. Газету уважаю за правдивость и смелость. Сейчас - тем более. За то, что не прикрываетесь общими фразами "один чиновник из учреждения одного города", а открыто называете имена и фамилии недобросовестных работников. Есть надежда, что хоть одна из тысяч таких "жуковских", которые подписывают бумажки не глядя, задумается над тем, что делает".

В редакционной почте нашлись письма, авторы которых, что называется, словно в зеркале увидели в статье собственную беду. У Людмилы Николаевны Комаровой из Бобруйска буквально все с ног на голову перевернула нелепая опечатка в свидетельстве о рождении. "Сколько себя помню, имя мое - Людмила. Так называли меня родители, друзья, знакомые. Это имя вписано в паспорт, диплом об окончании медицинского института, трудовую книжку, свидетельство о рождении сына... А вот в свидетельстве о рождении значится Людвига. Но все бы ничего, с такой "бедой" можно жизнь прожить и не мучиться, - пишет Людмила Николаевна. - Но пять лет назад я переехала к единственному сыну в Бобруйск из Кемерово, имею вид на жительство. До получения белорусского гражданства осталось меньше двух лет. Мне нужно заменить старый "советский" паспорт. Вот здесь и возникли трудности с моими именами. Загс Первомайского района Бобруйска послал запросы в разные города бывшего Советского Союза за подтверждением, какое же имя подлинное. И отовсюду ответы пришли одинаковые - Людмила. Откуда взялась Людвига в свидетельстве о рождении, никто объяснить не смог. Но внести мое настоящее имя в новый паспорт работники загса все же отказались. Юрист, к которому я обратилась за помощью, сказал, что отказ этот незаконен, и я могу обращаться в суд. Но неужели мне доведется остаток жизни судиться из-за двух (!) букв, которые по чьей-то оплошности 65 лет назад исказили мое настоящее имя? Вроде бы и пустячное дело, а вон как обернулось..."

Все эти выдержки из писем подтверждают актуальность проблемы и необходимость вернуться к ней еще раз (или не раз?), но в то же время вызывают вопросы. Неужели все так плохо, запущено? Совсем что ли перевелись честные и принципиальные начальники, чиновники, если за них и заступаться никто не хочет? Ан нет. Рано руки опускать.

"Статья "Чужая беда?" задела меня за живое. Вы, Валентина, наверное, еще очень молодая, если писали материал только серыми красками, - укорила меня письмом Нина Быцко из деревни Костени Слонимского района. - Не надо чесать всех под одну гребенку. Есть во властных структурах чуткие, отзывчивые люди, на которых, считаю, еще держится земля. Всякую беду они воспринимают как свою собственную. Таких руководителей язык не повернется назвать пренебрежительным - чиновник".

Согласна, нельзя "всех" и "под одну". Но почему так получилось, могу объяснить словами из письма минчанина Василия Дмитриевича Еремина: "Все написано правильно, но уж очень как-то по-старому. Ничего нового: чиновники всегда были плохими, плохими и остались. Хотя в большей степени из-за... того самого простого человека. Мало кому в голову придет писать, что хорошего сделал местный столоначальник. Зато если обидел, внимания не уделил, отправил по кабинетам - тогда управу на него ищут в газете. Вот и складывается впечатление, что кругом одни бюрократы, бумагомаратели и толстокожие чинуши". Действительно, в редакционной почте немало жалоб, просьб о помощи и защите. Мы по мере сил помогаем каждому автору письма, о вопиющих фактах равнодушия и несправедливости по отношению к людям по-прежнему будем писать в газете. Но хочется рассказывать и о добросовестных, отзывчивых руководителях. Может быть, у вас начальник местного ЖЭСа - редкой души человек или руководитель паспортно-визовой службы - сама учтивость, или глава хозяйства, а то и целого района - человек, с которым всегда приятно иметь дело? Тогда напишите о нем в редакцию. И опровергните расхожее мнение: "Я - начальник, ты - ..."
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter