Польша не хочет видеть экономику Украины в Евросоюзе

Столкновение интересов

Выступая недавно перед Европарламентом, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в очередной раз заговорила о расширении ЕС. Мол, в него должны вступить Украина, Молдова и страны Западных Балкан. Продвижение союза на Восток сегодня является чуть ли не ключевой повесткой дня для брюссельских чиновников. Причем уже поговаривают: для ускорения процесса можно даже поступиться некоторыми условностями, включить механизмы ускоренного вхождения в союз. Да и в целом пересмотреть его правила. Насколько понимаю, продумываются варианты уходить от европейского консенсуса, когда необходимо согласие всех 27 стран  — членов союза. Громоздкая процедура получается. Идеи, конечно, интересные. Только выйдут ли они за пределы чисто информационного фона и идеологической обработки населения потенциальных кандидатов? В Брюсселе могут сколько угодно питать иллюзии и геополитические фантазии, но та же Польша никогда не пустит в ЕС Украину. Как бы об этом ни мечтали еврочиновники.


Ведь на днях, сразу после выступления Урсулы фон дер Ляйен, высказался по вопросу интеграции по восточному вектору и премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Причем весьма конкретно, выдвинув ультиматум Еврокомиссии. Мол, Варшава всеми силами поддерживает Киев, но если запрет на беспошлинную поставку сельскохозяйственной продукции и продуктов питания не будет возобновлен (он истек 15 сентября), то Польша решит торговую проблему в одностороннем порядке.

Вот так вот: не нужна Украина со своей экономикой и продукцией в Евросоюзе. Точнее, если и нужна, то далеко не всем членам ЕС. Впрочем, точно так же не ждут на европейском рынке и молдавские фрукты и вино. Другой вопрос, что в отличие от Украины этой стране не даровали свободный доступ на западные рынки.

Словом, рискну предположить, что расширение ЕС на Восток будет исключительно вербальным. Спросите у Турции, которая подала заявку на вступление в союз в 1987 году, получила статус кандидата в 1999‑м. Прошло уже почти четверть века, и финал интеграции в европространство Анкары так и не состоялся. И какие есть основания, что с другими кандидатами произойдет как-то по-другому?

Конечно, в Брюсселе могут считать иначе. Однако, кроме брюссельских интересов, есть еще и национальные. И они у той же Польши идут вразрез с европейской политикой. И Моравецкий четко обозначил: для Варшавы важны интересы собственных фермеров. Наверное, польский истеблишмент в целом очень злит сегодняшняя риторика Брюсселя, который подкладывает мину под польскую партию «Право и справедливость», находящуюся сегодня у власти.
На носу выборы. И проходить они будут в весьма непростой обстановке. Электорат, мягко говоря, недоволен достижениями нынешних правителей Польши. И настолько сильно, что акции протеста проходят одна за другой. Экономический фон в стране не очень обнадеживающий. Цены растут, промышленное производство и деловая активность снижаются.
Этому, конечно, есть объективные причины: мировой кризис, последствия ковида и локдаунов. Но в польских проблемах больше все-таки субъективизма. Причем не случайного, а системного.

Являясь правой по своей сути партией, «Право и справедливость» разыгрывает карту националистического империализма, нацеленного на восстановление былого величия Речи Посполитой, простирающейся от моря до моря. Популистская идея чистой воды нашла в свое время отклик в польском обществе. Но скорее как умозрительная идея национальной гордости, а не практической реализации. Интуитивно народ понимал: от попыток создать империю ничего хорошего не получится. Оно и не получается.

Претензии Варшавы на статус великой державы если не мирового, то, по крайней мере, регионального масштаба — чистой воды утопия. Правда, она подогревалась из Вашингтона, который через высокое самомнение польского руководства на самом деле получил реальные рычаги воздействия на европейскую политику. Интересы США более-менее понятны. И по большому счету они содержатся в их стратегических документах. Конечно, не все, но хотя бы очертания целей и стремлений Штатов описаны и находятся в открытом доступе. Но дело-то не в американцах. Польским политикам надо не отрываться от реальности и самим здраво смотреть на геополитические реалии.

Но пока происходило по-другому. Сначала Польша пошла на конфликт с Евросоюзом и лишилась части финансовой поддержки. Затем последовал дипломатический скандал с Германией с требованием репараций за ущерб от Второй мировой. Агрессивные выпады по восточному направлению, в том числе в сторону Беларуси, вообще стали стилем внешней политики нашего западного соседа. Возможно, в этом и есть какой-то смысл с точки зрения стратегии достижения величия. Но цена уже сегодня становится для страны слишком высокой. И этот счет не совсем готово оплачивать население.

Пока самыми активными оказались фермеры. И уже даже для польских геополитиков очевидно: еще чуть-чуть — и произойдет или бунт, или восстание аграриев. И поэтому пришлось «Праву и справедливости» срочно заняться внутренними проблемами. Самое интересное, что происходит это за счет (по крайней мере, так считают в Киеве) вроде бы союзной Украины. Сложно сказать, насколько жесткая позиция польского руководства по зерну заслужит любовь у родных аграриев, но свой имидж на внешнем контуре поляки подпортили. Самый шумный ястреб в Европе, Варшава вдруг дала задний ход, когда пришло время платить по счетам за противостояние. По сути дела, сегодня польские власти оказались без какой-то поддержки ни внутри, ни снаружи. А ведь выборы все ближе.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter