Чего не хватает нашим объектам придорожного сервиса?
Отправившись на автомобиле в соседнюю Литву, невольно стала свидетелем курьезной картинки. На участке магистрали М7, соединяющей нашу столицу с Вильнюсом, прямо у обочины припарковался минивен. Шесть бравых молодцев лихо выгрузились из своего транспортного средства и принялись справлять нужду, что называется, не отходя от трассы. Смельчаков можно понять -- и пейзаж красив, и воздух свеж…
Представьте картину: путешественник въезжает на территорию нашей страны. Голодный, хочет отведать знаменитые драники. Но вот незадача -- фирменное блюдо предлагают объекты общепита только после 90 км пути. Сейчас на этой магистрали, правда, ситуация изменилась – на 40- ом километре открылось кафе. В меню -- блюда белорусской кухни, а в продаже -- сувениры. Но не маловато ли для почти 100 км трассы?
Если, скажем, в соседней Польше на трассах поесть можно на любой заправке, причем и днем, и ночью, и первые блюда предложат, и вторые, то мы пока таким похвастаться не можем. Наши АЗС, впрочем, тоже стали видоизменяться – приросли уютными магазинчиками, в которых горячий кофе и сэндвичи к вашим услугам. Но вот первых-вторых блюд как не было, так и нет.
Как-то разговорилась с продавцом одного из придорожных кафе. Тот доказывал, что все у нас не так плохо. Мол, хватит сравнивать с Польшей и Германией, посмотрите, что в России: чтобы пообедать на трассе, нужно быть рисковым человеком. Действительно, смотря что с чем сравнивать. Но все же по количеству предлагаемых в придорожном сервисе услуг нам до европейских стран нужно подтягиваться неслабо – у нас в «наборе» -2-4 услуги, а в Германии, скажем, 7-10…
Впрочем, количество самих объектов сервиса на республиканских дорогах у нас соответствует рекомендуемым международным нормам – среднее расстояние между АЗС -- 47 км, пунктами питания -- 35 км. Но эти же стандарты предполагают, что в одном объекте будет целый комплекс услуг – заправочная станция, автосервис, стоянка, розничная торговля, кафе, санитарные комнаты или мотель. А сейчас нарисуем картину типичного отечественного пункта отдыха: чаще всего это АЗС с небольшим магазинчиком и … все. По такому критерию, как комплексность предлагаемых услуг, мы отстаем не только от Европы, но и от своих соседей -- Украины и России.
Бывает, едешь утром, проголодаешься. Решив отведать чего-либо свеженького, тормознешь у кафешки, а там вывеска «открыто с 9.00 до 24.00, без выходных». Это, конечно, неплохо, но разве нельзя проголодаться в 8 часов утра? А на трассе М6 Минск-Гродно заведений, в которых можно остановиться на ночлег, всего два.
Под одну гребенку, конечно, всех ровнять не стоит. Встречаются и у нашей дороги достойные заведения. Так, на магистрали М1 есть целый комплекс для отдыха с кафе, номерами, парковкой, туалетом и душем. И кстати, государственный. Так в чем же тогда проблема, если есть образцы, достойные подражания? Может, в неумении себя продать в хорошем смысле слова? Современному путешественнику теперь ведь не достаточно ресторан в вагончике и будка-туалет. Ему комфорт подавай. Так если схема известна и проста, почему не работает? Читатели, что думаете вы и какие «рецепты» развития сервиса у дороги предлагаете?