Национальный центр современного искусства открыл февраль кураторским проектом Романа Заслонова, представлявшим Беларусь в Венеции

Стол как инструмент самопознания

Обещанный стол, за который усаживались гости нашего павильона на 57–м Венецианском биеннале современного искусства, в Минск так и не привезли — не поместился в машину. Однако то главное, что их впечатляло целых 7 месяцев в Венеции, белорусская публика все же увидела. И будет осмысливать весь февраль.

Роман Заслонов снова в Минске.

Национальный центр современного искусства открыл новый месяц кураторским проектом Романа Заслонова, реализованным в содружестве с Виктором Лобковичем и Сергеем Талыбовым. «Да, теперь мы друзья», — подтверждает автор замысла и рассказывает, как долго он шел к его материализации — 7 лет! С каким воодушевлением работали актеры, снимавшиеся за этим бесконечным столом, не рассчитывая на награду. Как удачно сошлись звезды, превратив случайное знакомство художника с продюсером и режиссером в столь плодотворное сотрудничество: «Это высшая степень фантастического везения, когда людям сообщаешь идею и они тут же ее подхватывают». Подтверждением тому, что без мистики не обошлось, могут служить и три даты, совпавшие по прихоти все того же случая. 1 февраля 2016 года творческая команда проекта приступила к съемкам, разбив традиционную для киношников тарелку. 1 февраля 2017–го они узнали, что «Стол» победил в конкурсе претендентов на участие в Венецианском биеннале. И вот сейчас снова 1 февраля открылась выставка в Минске — для тех зрителей, которые весь год ждали возможности дать собственную (а не с чужих слов) оценку этой затее.

Многие, впрочем, побывали в Венеции, не дожидаясь возвращения «Стола» на родину. И оставили в книге отзывов национального павильона Беларуси немало приветов и восторженных комментариев. Саму книгу в Центре современного искусства выставили в застекленной витрине рядом с эскизами проекта — как ни крути, это уже музейные артефакты. Ну а журналистам раздали пачки распечатанных оттуда страниц, где белорусские отзывы звучат в унисон с записями на множестве других языков. Видео правда впечатляет. И с первых кадров понятно, почему актеры наших театров, снявшиеся в этом нестандартном кино, работали так азартно и за бесплатно.

Гигантский арт–объект напоминает о вечном и преходящем.

Похоже, Роману Заслонову удалось изобрести универсальный инструмент самопознания. Наедине с собой, настоящим, без маски человек остается чаще ведь именно за столом. Ситуация настолько обыденная, что до сих пор никто ее пристально не рассматривал. А Заслонов предложил заснять на видео, причем будто бы скрытой камерой — и актеры, включившись в предложенную игру, защищенные образом своих персонажей, вдруг... перестали играть. Или сыграли действительно гениально. Каждая из сцен выглядит очень уж достоверной, не важно, трогательной или стыдной (или то и другое вместе). Сюжеты продолжительностью в несколько секунд о каждом из героев позволяют узнать даже чересчур много. Описывать их мне бы не хотелось — даже не потому, что в соцсетях и кое–где в СМИ это уже делали и сделают еще много раз. Все–таки здесь тот самый случай, когда предпочтительнее увидеть. Простой пересказ в стиле «девушка наносит макияж» не проберет до дрожи, не уколет в сердце, как видео Заслонова, Талыбова и Лобковича. Если уж обращаться к литературным описаниям, лучше вспомнить историю про Эрнеста Хемингуэя, выигравшего спор на самый короткий рассказ: «Продаются пинетки, неношеные». Вот эту эмоцию, которую вы сейчас ощутили, видео–арт «Стол» включает многократно и так же застает врасплох.

Декорации здесь минимальны — вразрез с обильной, богатой, как оперная постановка, живописью Романа Заслонова. Хотя отказать себе в нескольких характерных штрихах он не смог. Итальянский арт–критик Лука Берта, оставивший отзыв на белорусский проект в Венеции одним из первых, сразу вспомнил о натюрмортах Джорджо де Кирико. В моем случае все эти румяные яблоки и виноград в вазах мгновенно вызвали в памяти картины Ивана Хруцкого. Но, как говорится, не суть. В целом же обстановка в НЦСИ сильно отличается от той, что была в Венеции или Париже, где проект демонстрировался в декабре. Гостей минского «павильона» не приглашают за стол — его, буквального, утилитарного здесь нет вовсе. И главный арт–объект — гигантские песочные часы со столами вместо песчинок — напоминает о вечном и преходящем далеко не так явно. На предыдущих показах зрители могли наблюдать эти столы, застывшие перед неизбежным падением, краем глаза в проем комнаты, соседней с «застольной». На сей раз часы разместили в темном углу импровизированного кинозала — пока глаза не привыкнут к темноте, философский символ не разглядеть. Однако Роман Заслонов предлагает не спешить и дождаться, когда минус превратится в плюс.

В конечном итоге все козыри достаются Заслонову. Да хоть с теми же песочными часами: в первоначальном варианте они должны были стать интерактивными, однако осуществить эту идею не получилось. А венецианская публика — праздная и профессиональная — как раз отметила их величественную статичность, контрастировавшую с видео. И удаленность нашего павильона от центральных событий Венецианского биеннале не помешала судьям, кураторам и туристам туда зайти, посмотреть все до конца и захотеть увидеть еще раз. После Минска «Стол» ждут в США, Германии и еще раз во Франции.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter