Стокгольмский синдром

Кто и как защищает права законопослушных граждан в европейских странах?

Кто и как защищает права законопослушных граждан в европейских странах?

Евгений КРИШТАПОВИЧ, политический аналитик

Старушка Европа бунтует. Массовые недовольства и беспорядки стали уже почти повседневной жизнью для европейцев. За минувшую неделю беспорядки прокатились по разным странам и по разному поводу. На этом фоне выделяются события в Стокгольме, где погромы учинили мигранты из исламских стран. В результате беспорядков и в ходе массовых столкновений с полицией только за одну ночь было сожжено более сотни автомобилей. Толчком к беспорядкам, предположительно, послужила смерть жителя столичного района Хьюсбо, который был застрелен полицией в середине мая. 69-летний мужчина угрожал полиции мачете. Беспорядки распространились на южные и западные районы города. Гнев погромщиков выплеснулся не только на полицейских, но и на пожарных, которые пытались тушить загоревшиеся машины. В этом районе проживают прежде всего иммигранты из Турции, Ливана, Сирии и Сомали. Весьма сомнительно, что молодые люди рискнули бы себя так вести в этих странах. Погромы продолжились, и вслед за машинами злоумышленники начали жечь школы, а в центре Стокгольма неизвестные выбили стекла в полицейском участке.

Чем примечательна именно шведская ситуация? Она весьма отчетливо показывает, насколько неповоротлива бывает порой политика. Волна демократизации в Европе, достигшая пика в 90-е годы прошлого столетия, по инерции продолжает толкать правительства стран Европы по пути полного согласия со всем, что в них творится. Государства перестают справляться с одной из своих базовых функций — защитой граждан, угождая прихотям меньшинства. Европейские политики часто заявляют о необходимости гибкой политики, но тут проявляют полнейшую неповоротливость и непробиваемость. Вот и на сей раз премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт, комментируя события в стокгольмских пригородах, призвал все стороны сохранять спокойствие и не нарушать закон.

Можно долго искать корни этой проблемы. Проводятся разнообразные исследования, среди причин называются и безработица, и недостаточные усилия государств по социализации иммигрантов, и непринятие их со стороны коренного населения, и недостаточная социальная помощь. Все так,  но это частности. Половина молодых людей из среды иммигрантов даже не пытается найти легальную работу в новой стране, половина не знает никакого языка, кроме родного. Но если кто-то в Европе начинает об этом говорить, его сразу же клеймят ярым националистом.  Почему же власти никак не могут справиться с погромщиками? На мой взгляд, основная причина банальна до невозможности: “Делают, потому что позволяют”. Благополучная Европа, кажется, забыла, что свободы одних непременно ведут к ограничениям других, в данном случае к ущемлению прав других граждан, а это в свою очередь обязательно влечет утрату социального равновесия.

Проблема иммиграции, особенно незаконной, более всего актуальна в развитых странах, но очень сложно представить, что такие “битвы” могут случиться, например, в Канаде или Беларуси. И дело отнюдь не в том, что свобод где-то больше или меньше уровень безработицы, а в понимании: за такие поступки придется понести наказание. Молодежная организация Megafonen, представляющая интересы жителей северных пригородов Стокгольма, назвала погромы реакцией на жестокость полиции по отношению к гражданам. В чем именно заключается жестокость, организация не уточняет. Исполнение прямых служебных обязанностей по защите граждан и поддержанию порядка в Швеции отныне считается жестокостью? К слову, за первый день погромов полицией не был арестован ни один участник, на следующую ночь полиция задержала шестерых человек, потом еще восемь. Не правда ли, довольно красноречиво на фоне 150 сожженных машин? Большинству задержанных от 15 до 22 лет.

Почему-то никто не говорит о правах тех жителей, чья собственность пострадала. На выплаты по страховкам и компенсации уйдет несколько месяцев. Никто не упоминает о том, какой шок пережили законопослушные граждане. Это жестокостью не называется, зато много говорится о правах приезжих.  Ни шведская пресса, ни шведская полиция напрямую не говорят, что в погромах виноваты иммигранты — во всех сводках о поджигателях машин говорится лишь, что это по большей части молодые люди. Некоторых из них даже подростками назвать нельзя — им по 12—13 лет. Впрочем, молодым людям, по данным шведского информагентства TT, активно помогают взрослые, связанные с криминальным миром. Так чьи права защищаются?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter