“Стоит прислушаться к прогнозам фантастов”, - Владимир ЦВЕТКОВ.

Фантасты, эти “гиганты мысли” и “отцы миров”, в жизни ходят по тем же улицам, что и простые смертные, а в беседе оказываются порой даже более неисправимыми оптимистами и романтиками, чем мы с вами. Вот и сегодняшний гость нашей рубрики, писатель-фантаст Владимир Цветков, вовсе не спустился в “Народную газету” с Олимпа или летающей тарелки, а пришел из редакции журнала “Вожык”, где трудится уже много лет. С собой принес в бывалом чемоданчике созданный им мир — новую книгу “Земля: 3000-й год”, вышедшую минувшей осенью в столичном издательстве “Технопринт”. Мир этот — уже седьмой по счету. До него были книги “Все наоборот”, “Планета Гэя”, “Где жили бурсоники” и “Изнанка мира” и другие.

Фантасты, эти “гиганты мысли” и “отцы миров”, в жизни ходят по тем же улицам, что и простые смертные, а в беседе оказываются порой даже более неисправимыми оптимистами и романтиками, чем мы с вами. Вот и сегодняшний гость нашей рубрики, писатель-фантаст Владимир Цветков, вовсе не спустился в “Народную газету” с Олимпа или летающей тарелки, а пришел из редакции журнала “Вожык”, где трудится уже много лет. С собой принес в бывалом чемоданчике созданный им мир — новую книгу “Земля: 3000-й год”, вышедшую минувшей осенью в столичном издательстве “Технопринт”. Мир этот — уже седьмой по счету. До него были книги “Все наоборот”, “Планета Гэя”, “Где жили бурсоники” и “Изнанка мира” и другие.

Разве мы могли упустить случай поговорить о будущем и настоящем с опытным белорусским “демиургом”?
— Владимир, вы 18 лет работаете в журнале сатиры и юмора “Вожык”. И вдруг — книга фантастических рассказов, очень лирических по сути. Кто же вы — лирик или юморист?
— И то, и другое. Я начинал писать одновременно стихи, юморески, фантастические истории, реалистические рассказы. Притом и на белорусском, и на русском языках... Считаю, что все жанры хороши. Для меня же литература — словно женщина! Независимо от того, принцесса она или простая труженица, двадцать ей лет или шестьдесят, я преклоняюсь перед Женщиной. Для меня любая женщина — это богиня. А литература — она ведь тоже женского рода.
— Сегодня говорят: жанр фантастики сменился жанром “фэнтэзи”. На ваш взгляд, почему “Гарри Потер”, “Сагальда и огня” или “Ночной дозор” именно сейчас оказались “на гребне”, а прекрасные книги, например, Стругацких или Булычева, Брэдбери или Лема остаются как бы увлечением прошлого поколения любителей фантастики?
— “Фэнтэзи”, как одна из ветвей древа фантастики в целом, закономерно получила стремительное развитие именно в наше бурное время. В эпоху научно-технических, социальных, информационных, экономических революций человечество вдруг начало понимать, что без культурных переворотов, в хорошем смысле этого слова, все это — абсолютное ничто. Неохотно размышляющие о смысле жизни существа, с ленцой нажимающие на клавиши компьютера, не читающие никаких книг, впадающие в экстаз фанаты “забойной” музыки — кому они сегодня нужны? Нам, землянам, или инопланетянам, либо, в конце концов, самим себе? Да никому! Бурное технологическое развитие вкупе с почти полным безразличием к культурным ценностям, накопленным людьми в минувшие времена, поставило человечество на путь постепенной деградации.
Многие уже не хотят читать книги, журналы, газеты, не посещают концерты классической музыки, в кино смотрят лишь боевики, ужастики, блокбастеры, разного рода “чернуху”, то есть такую продукцию, на просмотрах которой “мозговыми извилинами” шевелить не надо. Уподобившись биороботам, чрезмерно увлекаясь одними только научно-техническими “агрегатами”, “суперприборами”, “сверхигрушками”, люди выбирают весьма опасный путь.
А вот лучшие произведения в жанре “фэнтэзи”, на мой взгляд, пытаются вобрать в себя плоды НТР вместе с достижениями культуры, в частности мифологические, сказочные, культурологические ценности, накопленные народами планеты. Симбиоз технологии и культуры, стремящийся сохранить гармонию и равновесие в нашем хрупком неустойчивом мире, оказался востребованным.
Когда же человек, образно говоря, повернется лицом к нравственности и культуре (разумеется, не отказываясь от научно-технических достижений), произведения классиков мировой фантастики будут вновь востребованы обществом. Станут популярны и книги, и их электронные варианты. Вспомнят вновь о Леме, Свифте, Брэдбери, Уэллсе, Беляеве. Вспомнили же о да Винчи и Нострадамусе много веков спустя!
— Книги каких писателей-современников, работающих в Беларуси в жанре фантастики, вы читаете? Общаетесь ли с их авторами? Можно ли сегодня вообще говорить о белорусском фэнтэзи или белорусской фантастике?
— Разумеется, читаю произведения белорусских коллег. Со многими общаюсь. Такая хорошая привычка появилась у меня в восьмидесятые годы, когда вместе с еще несколькими энтузиастами мы создали в Беларуси клуб любителей фантастики “Циолковский”. Лучшие фантастические произведения белорусских авторов публиковались не только на страницах газет “Знамя юности”, “Чырвоная змена”, но и выходили в различных сборниках, а также в популярной серии издательства “Юнацтва” (теперь ее издает “Мастацкая лiтаратура”) “Библиотека приключений и фантастики”. Вот вам и белорусская фантастика и “фэнтэзи”, хотя по своим масштабам, понятно, наша литература не может конкурировать с достижениями разных больших держав. Тем не менее, считаю, что будущее у белорусской фантастики есть.
— Востребована ли такая литература издателями? Легко ли было издать вашу книгу “Земля. 3000-й год”?
— Честно говоря, литературу в жанре фантастики издатели не очень-то жалуют. По моему мнению, это происходит из-за недооценки роли фантастики в современном обществе вообще. Когда суперавтомобили, ракеты, компьютеры, мобильные телефоны становятся реальностью нашей жизни, многие воспринимают это как само собой разумеющееся. Или — внезапные экологические катастрофы, стихийные бедствия, аномалии. Но ведь, если разобраться, обо всем этом писатели-фантасты предупреждали человечество. Может, все-таки стоит прислушиваться к их прогнозам? Издание литературы в жанре фантастики только помогало бы людям выжить в нашем непростом мире. Пришло время понять, что фантастика — это не просто полет воображения и приключения мысли, а та поистине реалистическая литература, которая может помочь человеку выстоять и победить в самых сложных жизненных ситуациях. Что касается конкретно моей книги “Земля. 3000-й год”, то мне, можно сказать, повезло — издать ее было легко. Прежде всего благодаря директору столичного издательства “Технопринт” Антону Петровичу Аношко. Особая благодарность — главному редактору “Зорьки” Людмиле Николаевне Грамович, которая на страницах газеты опубликовала многие рассказы, вошедшие в книгу.
— В двух словах: что есть на Земле 3000 года такого хорошего, доброго, вечного, чего не хватает нам сейчас? Вы верите, что со временем это появится уже не в фантастике, а в истории?
— Люди должны победить зло. Прежде всего зло в самих себе. Надо стать разумнее, бережнее относиться к окружающей среде, победить свой эгоизм, понять, что жить на Земле — и сегодня, и в 3000 году — можно только в соответствии с Законами Природы, Законами Гармонии, Законами Космоса. Уверен в том, что фантастика станет явью. Кстати, история уже не раз убеждала нас в этом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter