Изнурительные очереди на границах с соседями не что иное, как издевательство над людьми

«Стоим колом…»

Очереди на границе Беларуси с Евросоюзом под Новый год, в принципе, собирались всегда — контрагенты по обе стороны спешат завершить контракты. Но в этом году лихорадка началась задолго до декабря, и обусловлено это не только календарными особенностями. Соседи по-прежнему не спешат выполнять договоренности о пропуске транспорта…

Пункт пропуска «Козловичи».
Фото БЕЛТА
По данным Госпогранкомитета, 5 декабря в Литву проследовало 53 процента грузового транспорта от установленной нормы. Латвийская сторона пропустила на свою территорию всего 55 процентов большегрузов. А польские контрольные службы оформили лишь 48 процентов фур от двусторонних договоренностей. На все попытки Беларуси договориться с соседями нормализовать работу пунктов пропуска реакция — ноль.
…Пункт пропуска «Козловичи» — единственный в нашей стране, специализация которого исключительно торговый оборот. Он оснащен современными средствами технического контроля, подключен к высокоскоростным информационным линиям, которые обеспечивают в режиме реального времени обмен данными с другими таможнями ЕАЭС и Евросоюза. А система анализа и управления рисками позволяет принять решение о форме таможенного контроля в отношении груза еще до его прибытия на таможню.

Упоминание этих цивилизованных факторов сегодня вызывает у водителей большегрузных автомобилей нервный смех. Еще чуть-чуть — и хвост из большегрузов подойдет к деревне Тельмы-2 Брестского района…

— Для общей же пользы обустраивали границу, и вот теперь чинятся такие препятствия! — возмущается брестчанин Александр, который работает на литовскую фирму. Он уже несколько дней стоит в очереди к пункту пропуска «Козловичи». Александр может съездить домой и отдох­нуть, у многих такой возможности нет. Другие водители, по сути, живут в очереди...

Пункт пропуска «Брест».
Фото БЕЛТА

Проезжая во вторник мимо стоящих в два ряда фур, обратила внимание: на зеркала повязаны светоотражающие жилеты. Заняв крайнюю правую полосу, дальнобойщики таким образом не только информируют водителей о габаритах своих автомобилей, но и сообщают: у них закончилась рабочая смена и их можно объезжать. Ведь за несоблюдение режима труда и отдыха им грозит штраф: минимальный в Беларуси — 160 рублей, в ЕС — от 200 евро.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Буткевич, первый заместитель председателя Государственного пограничного комитета:


— В среднем очереди грузовых транспортных средств составляют от 300 до 600 единиц. Наибольшая напряженность сохраняется в пункте пропуска «Каменный Лог», перед которым скопилось более тысячи грузовых автомашин. В конце года обстановка в пунктах пропуска усложнится в связи с закрытием контрактов юрлицами и активизацией поездок граждан. Вопрос ликвидации очередей может быть разрешен в кратчайшие сроки при выполнении контрольными службами сопредельных государств норм по пропуску.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Напряженной остается обстановка и в пунктах пропуска в Гродненской области. Пересечь белорусско-польскую границу можно лишь в «Берестовице». Нагрузка там выросла в разы после того, как поляки в ноябре 2021‑го приняли решение закрыть крупный пункт пропуска «Кузница Белостоцкая» (с белорусской стороны — «Брузги»). В сутки здесь оформлялось около 2 тысяч легковых автомобилей и 500 грузовых авто. Весь транспортный поток теперь ринулся в «Берестовицу». Белорусская сторона неоднократно заявляла о своей готовности в любой момент возобновить работу пункта пропуска «Брузги», однако соседи реагируют на это… молча.

— Вдобавок контрольные службы Польши продолжают оформлять транспорт на единственном пункте пропуска в нашем регионе с большими задержками, провоцируя скопление очередей автотранспорта, а также существенно увеличивая время ожидания, — говорит официальный представитель Гродненской пограничной группы Надежда Масевич. — Чтобы сохранить ритмичность пограничного прохождения в пункте пропуска «Берестовица», здесь должно быть оформлено около 38 единиц легковых авто и 21 грузовой автомобиль в час. На деле оформляется в разы меньше. Литовские пограничные службы также не выполняют договоренности по пропуску транспортных средств.

kozlovich@sb.by

vrublevskaya@sb.by

КОММЕНТАРИИ

Ситуацию в пограничных пунктах пропуска и бездушное, издевательское отношение властей стран ЕС к людям комментируют и наши эксперты.

Вадим Боровик, политический аналитик:

— Наши партнеры в Европе взяли флаг прав человека и несут его по всему миру — и при этом сами примером для подражания зачастую не являются. Именно у них мы не раз наблюдали, как мирных демонстрантов расстреливают резиновыми пулями, у них мы видели примеры жестких расправ со стороны полиции. 
И вот сейчас на границе они издеваются и над чужими, и над собственными гражданами — жителями Евросоюза, которые стоят в очередях в снегу, в морозы… 
Люди заболевают, грузы портятся, провоцируются различные дорожные происшествия. Налицо прямое нарушение прав человека, игнорирование международных стандартов, связанных с регламентированием порядка пересечения границы. Это в очередной раз доказывает, что лозунг защиты прав человека зачастую используется манипулятивно, для достижения ­каких-либо конкретных целей. А на самом деле — и мы видим это на конкретных примерах, на польской и литовской границах — на права человека им абсолютно плевать.

Алексей Авдонин, аналитик Белорусского института стратегических исследований:


— Вся политика Евросоюза постсоветского периода построена на лицемерии. Она направлена на то, чтобы по максимуму получить свою прибыль, за чужой счет, конечно же. Это политика не партнерства, а давления и наживы всеми возможными способами. Действия по отношению к грузопотоку — это скрытая форма экономических санкций. Все это направлено на то, чтобы сдержать экономический рост Союзного государства, ЕАЭС. Что касается самих водителей, которые оказываются заложниками этой ситуации, то, конечно же, они находятся в наиболее сложном положении — и в эмоциональном, и в бытовом плане.

Олег Гайдукевич, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам:
— Издевательское отношение европейцев к людям на пропускных приграничных пунктах говорит о бессилии Запада. 
Они пытались нас задушить санкциями или экономически, но ничего хорошего из этого у них не получилось. Именно поэтому европейские политики регулярно устраивают провокации на погранпереходах и пунктах пропуска. Все, что сейчас остается европейцам, — злить людей. Бесчеловечно к ним относясь, они надеются, что граждане начнут негативно высказываться в отношении нашей страны. Но все происходит с точностью до наоборот. С нашей стороны как часы работают границы, таможня, пограничный комитет. Мы добросовестно выполняем все международные обязательства. Люди, которые приезжают в нашу страну (а это и поляки, и литовцы, и представители других государств), видят, что у Беларуси отношение ко всем национальностям и народам прекрасное. И мы хотим хороших, нормальных взаимоотношений.

Николай Щёкин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН Беларуси, кандидат философских наук, доцент:

— Умышленное издевательство над водителями — безумие, у которого не может быть аргументов. Складывается впечатление, что поляки давно определились с тем, чтобы установить новый железный занавес. Но единственное препятствие — твердая миролюбивая политика Александра ­­­Лукашенко, который каждый раз обнуляет их агрессивные намерения.

Беларусь выдержит, а вот сможет ли Польша в условиях стресса остаться самой собой? Понятно, что эта страна недоговороспособна и близорука. Уверен, ближе к весне они взвоют и еще умолять будут нас о продовольственной помощи. Мы никогда мстить не будем и радушно примем всех. Другой вопрос: что дальше? Какие еще мерзкие шаги с попыткой дискредитации белорусской власти они предпримут? Хотя это вопросы уже риторические. Так и хочется сказать словами ­­­Президента: «Да подавитесь вы этими санкциями и ограничениями в торговле и транзите!» Главное — правда на нашей стороне.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter