Корреспондент «СГ» сядет за руль авто и узнает все о придорожном сервисе на наших магистралях

СТО дорог

В БЕЛАРУСИ около 10 магистралей и более 100 республиканских автодорог. Трассы еще и сближают с историей — ведут в Национальный парк «Беловежская Пуща», Мирский, Несвижский, Лидский замки, мемориал «Хатынь», Буйничское поле, другие известные места. А сколько в деревеньках сохранилось старинных церквушек, костелов, сколько обустроено агроусадеб? Все чаще к нам приезжают иностранцы. Если в 2012 году страну посетило  около 115 тысяч организованных туристов, то в прошлом уже 137 тысяч. Что смогут предложить им на наших трассах? Где накормят и напоят, а где ночевать придется в своей машине или на улице? Сколько нужно проехать, прежде чем появится возможность отдохнуть, перекусить или просто позвонить?  Какова стоимость услуг?


Корреспондент «СГ» сядет за руль авто и узнает все о придорожном сервисе на наших магистралях, проведет его своеобразную ревизию в рубрике «СТО дорог».

В первом нашем выпуске приглашаем на трассу Р-23. 

Так кушать хочется, что… переночевать негде


Плюсы и минусы магистрали, ведущей в сердце Полесья 

ТРАССА Р-23 Минск — Микашевичи протяженностью около двухсот километров пролегает через Минскую, Брестскую и Гомельскую области. Ориентировочное время в дороге — три часа. Перекусить, глотнуть кофе наверняка захочется. Но я тороплюсь, некогда взять с собой даже бутерброды. Только вещи — деньги, телефон и командировку. На автозаправке у кольцевой заливаю в бак своего авто 20 литров топлива. Должно хватить до Микашевичей. Что нам, водителям, предложит придорожный сервис? Итак, поехали.


«Торгуем чуть ли не с земли»

В 40 километрах от столицы возле деревни Валерьяны автозаправка РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт». Еще через десять на противоположной стороне другая. Вывеска: «Магазин и бистро». Тем, кто к 40-му километру проголодался — в самый раз. Цены, ассортимент как в столице.

Проезжаю еще 20 километров, возле деревни Гацук дорога сужается: на свободных участках работает спецтехника, трассу расширяют до четырех полос. В Шищицах замечаю у трассы продавцов закаток. Знакомлюсь. 

Пятый год в этом районе торгует жительница деревни Гацук Татьяна В. Цены: 50 тысяч рублей трехлитровая банка помидоров, 15 тысяч рублей пол-литровая банка салата... Татьяна не жалуется на спрос:

— Покупателей хватает, проезжим нравятся домашние закатки. Да и документы из сельсовета у меня в порядке. А вот условия для торговли скромные, козырьки снесли. Теперь сельским прилавком служат самодельные переносные столики или деревянные ящики. Приходится продавать чуть ли не с земли.

Где торговала Татьяна В. еще на прошлой неделе, сегодня работает спецтехника. Терпеть неудобства согласна — лишь бы трассу отремонтировали. Дело в том, что участок дороги, где расположилась моя собеседница, — один из самых аварийных. ДТП случаются как по причине порядком износившегося участка трассы, так и по вине самих водителей. В конце прошлого года вблизи деревни столкнулись сразу три машины. А в январе этого в автокатастрофе погибла девушка. 

Частично трассу уже огородили забором. Разрешенная скорость — до 110 километров в час. На отдельных участках — камеры фотофиксации, контроля скорости. В ГАИ Беларуси пояснили, что число ДТП на этих участках сократилось в разы. 

В Министерстве транспорта и коммуникаций «СГ» пояснили: по графику ввод участка дороги в эксплуатацию планируется в 2016 году.

Сесть и поесть

Не пора ли подкрепиться? На трассе за последние два года не открылось ни одного нового объекта придорожного сервиса. В Министерстве транспорта и коммуникаций это объясняют «низким потоком транзита». С ним справляются и прежние объекты. Справляются ли?


С Дмитрием, дальнобойщиком из Минска, знакомлюсь на 75-м километре трассы. Нашему дорожному сервису он ставит восемь баллов по десятибалльной системе. «Поесть влетает в копейку. Первое с хлебом, компотом и булочкой — в районе 60 тысяч рублей». На взгляд водителя, самый оптимальный придорожный сервис в Германии и Франции. 

Водитель-международник из Молдовы Влад Мунтяну, наоборот, доволен уровнем нашего придорожного сервиса. «В Молдове еда в кафе на трассах отвратительная. Только вино хорошее. Продается в любом кафе. Но зачем мне алкоголь за рулем? А у вас в любом кафе горячие кофе, чай, к ним качественная выпечка».

Зато туго с белорусской национальной кухней в ее классическом понимании. Драники, мачанку, зразы на заправках не готовят. Блюда белорусской кухни мне предложили в деревне Шищицы в торговом центре «Слуцкие пояса», где есть бар-бистро, кафе и магазин. Стоимость обеда (суп, на второе картошка с котлетами и компот) — порядка 25 тысяч рублей. Администраторы говорят, что самые ходовые — беляши, чебуреки, драники…

Притормаживаю в кафе «Завалинка», что в 500 метрах от Слуцка. Заказываю мачанку (70 тысяч рублей за порцию). Администратор Юлия делится: в среднем в день сюда заглядывают около 5—6 водителей-дальнобойщиков. На обеды не скупятся — в среднем комплекс из трех блюд обойдется в 50 тысяч рублей. 

— Всего на трассе в Слуцком районе 7 объектов придорожного сервиса (до конца года появится еще один), — говорит начальник отдела торговли и услуг Слуцкого райисполкома Владимир Хотько. — Четыре из них работают круглосуточно. Но только в двух предлагают блюда национальной кухни.

В придорожном магазине Слуцкого райпо можно купить колбасу, хлеб, масло и самому сделать бутерброды. Продавцы охотно соглашаются помочь приготовить ссобойку, вскипятить воду для термоса. Впрочем, в небольших деревнях сельмаги могут  работать до обеда, так что без кафе не обойтись.

Что болит у дальнобойщика

На трассе Р-23 нигде не купишь сим-карту для мобильного телефона (это важно для иностранных вояжеров). Бывалые дальнобойщики заранее подключают белорусскую «симку». Но как быть заезжему гостю, который из Минска в Микашевичи едет впервые? Я попытался приобрести телефонную карту — не нашел ни на одном из объектов придорожного сервиса. Впрочем, таксофоны на каждой автозаправке и даже в некоторых кафе — до Шищиц. Но потом вплоть до самой Гомельской области на протяжении 50 километров ни одного на трассе. 

Что касается Wi-Fi, то в кафе на магистрали такую услугу предлагают практически везде. Но некоторые владельцы частных точек подумывают от нее отказаться. Бармен в одном из них мне рассказал, что путники заказывают иной раз две-три чашки кофе (10 тысяч рублей за одну) и часами сидят в интернете. Невыгодно. 

На стоянке за Солигорском знакомлюсь с российским дальнобойщиком Сергеем. Он говорит, что нашим автострадам не хватает небольших отелей на десять человек. Не исключение и Р-23. С автозаправками дело обстоит лучше. Недавно на трассе в районе деревни Щитомиричи появилась новая, построила «Белоруснефть». Стоимость топлива АИ-95 — 11 900 рублей за литр, ДТ-К5 — 12 300. 

Ночлег при желании можно найти, если свернуть в Солигорск, Слуцк, Микашевичи. Стоимость одноместного номера в гостиницах от 180 до 300 тысяч рублей. Но заезжать в город для дальнобойщика... 

Переночевать на трассе можно только в районе деревни Жмаки Узденского района. На 30-м километре в агроусадьбе «Татьянин двор» койко-место обойдется в 200 тысяч рублей. Двор может принять на ночлег до 12 человек. Из удобств: горячая и холодная вода, душевая кабина, туалет, кухня. 

И больше услуг по размещению туристов на ночлег на всем участке трассы никто не предлагает. Закрытой оказалась даже гостиница в районе деревни Валерьяны.

Еду в направлении Микашевичей. По пути два кафе. «Автостоп» — возле деревни Дубеи. И «Трактир» недалеко от деревни Ленин. Расстояние между ними — около 30 километров. Захожу в первое и знакомлюсь с барменом Виктором. Он мне с ходу заявляет, что объекты придорожного сервиса с одной выручки от транзита не выживут:

— Мы должны заинтересовывать местных жителей. Чем? Да хотя бы режимом работы. Кафе «Автостоп» работает по системе «24 часа», в то время как в городе подобные объекты общепита закрываются в полночь. В пятницу и субботу здесь наплыв посетителей. Столики заняты, как правило, все. Приезжают отдохнуть жители Солигорска, близлежащих деревень, работники местных организаций. 

Стоянки у кафе неохраняемые. Это проблема для всей магистрали Р-23. Платных парковок мало (только одна в районе Слуцкого кольца). 

— Всего в Солигорском районе 13 объектов придорожного сервиса — 4 магазина, 3 — общепита, 6 АЗС. В этом году откроются два новых, — комментирует начальник отдела торговли и услуг Солигорского райисполкома Людмила Хомич. — В Старобине на трассе Р-23 откроется кафе на 80 посадочных мест с пунктом постоя для водителей большегрузных автомобилей. А ближе к лету в городском поселке заработает сезонный бар «Адпачынак».

Начальник отдела сохранности автомобильных дорог и придорожного сервиса Главного управления автомобильных дорог Минтранса Сергей ЛЕОНЧИК:

— На республиканских автодорогах (обозначены буквами «Р» и «М») зарегистрировано 539 объектов придорожного сервиса. Ежегодно в Беларуси вводятся в эксплуатацию после строительства или реконструкции порядка 20 АЗС, 30 пунктов общественного питания, 5 моек, СТО и гостиниц. Больше всего их на трассах в Минской, Витебской и Гомельской областях. При этом они расположены через каждые 32 километра при норме один через 30—50 километров. 

P.S. Итак, путешествовать по трассе Р-23 лучше с заряженным телефоном. На всякий случай надо записать номера телефонов техпомощи и маршрутного такси. В багажник желательно кинуть спальник. Гостиницей может служить только агроусадьба, но она одна, и та в 30 километрах от Минска. 

И еще. У меня сложилось впечатление, что турист на авто просто не узнает, какие достопримечательности он проезжает и как можно их увидеть. На объектах придорожного сервиса я не заметил информационных указателей об историко-культурных достопримечательностях. 

kovalev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter