О премьере спектакля "Печальный хоккеист"

Стишки в альбом

Дефилируя между экстримами жизни, заглянул в рафинированный Центр современных искусств, где действует и постоянная театральная площадка. Лично у меня на нее большие надежды — именно здесь с недавних пор сутки через трое бьется интеллектуальный пульс города. Здесь постоянно проходят выставки, перформансы и прочие безумные чаепития на тему, как нам обустроить художественное пространство. Потому негоже не знать, какой театр популярен у завсегдатаев модных кофеен и галерей, хипстеров, недобитых битников и примкнувших к ним боевых подруг. Тех, кто считает себя будущей интеллектуальной сменой, кто не сегодня завтра взойдет на кафедру жизни.

Попал я на спектакль «Печальный хоккеист» драматурга Павла Пряжко в постановке московского режиссера Дмитрия Волкострелова. Спектакль участвовал в белорусском блоке Международного театрального фестиваля «Теарт–2014», а сейчас зажил своей собственной жизнью.

Белорусский блок того фестиваля оказался, как показало время, не так уж плох, если зрители до сих пор продолжают проявлять к нему интерес. То тут, то там на разных площадках появляются участники «Теарта»: PATRIS, «По имени Господин», «Би–лингвы». Последний спектакль Андрея Савченко, кстати, был приглашен во внеконкурсную программу Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска–2015» «Маска–плюс», где показывают лучшие спектакли театров СНГ и Европы. Получается, что какой–никакой пласт нового независимого театра, который интересен за пределами страны, у нас образовался. Главное — не сглазить.

«Печальный хоккеист» нельзя назвать полноценной постановкой, скорее вечером поэзии. Две актрисы — одна возле желтой лампы на сцене, вторая за бумажной ширмой — иногда синхронно, иногда с разницей в одну строку читают стихи лирического героя спектакля Игоря Драценко. Стихи наивные, шаткие, иногда маскирующие несовершенное владение формой юмором. Герой обращается то к другу, то к матери, то ударяется в свои детские воспоминания...

До отточенного стиля Бориса Рыжего или афористичности Веры Павловой, модной Веры Полозковой стихи не дотягивают, хотя автор и стремится играть на этом эстетическом поле. Главный герой строк — натура вроде тонкая, впечатлительная. Все понимает, всех прощает, но слушает почему–то Аллу Пугачеву. Одна из ее ранних песен в какой–то момент прерывает чтение стихов и транслируется в зал целиком, на чем особенно фокусирует внимание зрителя титр бегущей строки за спиной героини. Если в «Печальном хоккеисте» и заложена некая ирония, мол, спортсмены — существа на самом деле незащищенные, а некоторые из них даже стихи пишут, то выглядит она достаточно натянутой.

При таком раскладе также нельзя понять, что же сделало режиссера Дмитрия Волкострелова восходящей звездой режиссуры. Ученик Льва Додина не демонстрирует здесь ничего выдающегося. В спектакле есть своя доля изящности и цельности, его целевая аудитория, безусловно, восторженное студенчество, способное увидеть в любом банальном жесте знак и посыл. Волкострелов уже дважды номинировался на премию «Золотая маска» именно за спектакли по пьесам Пряжко. Хотелось бы увидеть эти постановки, если они до нас доедут. Все–таки, чтобы попасть в номинанты главной театральной премии России, мало устроить вечер поэзии, пусть и разбавленный творчеством Пугачевой.

Но при всех минусах такие вещи, как «Печальный хоккеист», не позволяют закостенеть нашей театральной мысли, они дают возможность высказаться молодым. Хотя, конечно, страшно представить, что идейные вдохновители проекта стали бы у руля театрального процесса и наши афиши заполонили бы подобные аттракционы. А ведь скоро станут. После спектакля Волкострелова хочется открыть томик настоящей поэзии или прогуляться в весеннем парке. Вырваться куда–то из белой клаустрофобической бумажной коробки одной из площадок Центра современных искусств. Сделать что–нибудь такое, чтобы почувствовать себя живым. Весной устаешь разгадывать ребусы, распутывать нити чужой фантазии и искать печального хоккеиста в темной комнате, тем более когда его там нет.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 50 (24680). Вторник, 17 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter