Стимулы для экономического роста. Либерализация экономики подстегнула развитие предпринимательства и приток иностранных инвестиций.

За последние пять лет объем ВВП Беларуси вырос вдвое. Это стало результатом активного стимулирования экономического роста путем создания благоприятных условий для развития бизнеса, инвестирования капитала, проявления личной инициативы.

За последние пять лет объем ВВП Беларуси вырос вдвое. Это стало результатом активного стимулирования экономического роста путем создания благоприятных условий для развития бизнеса, инвестирования капитала, проявления личной инициативы.

После приобретения самостоятельности экономика страны в значительной степени развивалась за счет внутренних резервов. Но масштабная модернизация, без которой невозможно рассчитывать на повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках, потребовала дополнительных ресурсов, как внутренних, так и внешних. Это стало предпосылкой для стимулирования развития национального малого бизнеса и привлечения в экономику страны иностранных инвестиций.
Либерализация экономики затронула многие сферы. Только за 2009 год в этом направлении было принято более 50 нормативных правовых актов, что свидетельствует о заинтересованности правительства в улучшении делового климата.
В частности, с 2006 года в стране проводится поэтапная и последовательная работа по отмене мелких и неэффективных налогов, которые отнимают у плательщиков много времени на их администрирование, но при этом существенно не влияют на пополнение государственной казны. Всего за годы реформ отменено 26 налоговых платежей.
Вместе с этим предприниматели, занимающиеся определенными видами деятельности, получили право по упрощенной процедуре уплачивать единый налог. Представители агроэкотуризма, ремесленники и вовсе оплачивают фиксированную сумму только один раз в год. Переход на плоскую шкалу взимания подоходного налога с физических лиц по ставке 12 процентов стал предпосылкой для легализации доходов бизнеса.
Революционным решением стало введение заявительного принципа регистрации субъектов хозяйствования (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) с одновременным снижением издержек по  открытию и ведению бизнеса. Теперь регистрация проводится в день подачи необходимых документов и при минимальном их количестве.
Важным шагом на пути минимизации барьеров в сфере открытия бизнеса стало сокращение лицензируемых видов деятельности. Если в 2003 году их количество составляло около 150, то сейчас — 53. Кроме того, с 1 января 2011 года предусматривается отмена лицензий еще на 16 видов деятельности, что должно привести к сокращению количества выдаваемых лицензий на 60 процентов.
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации в Беларуси, был сокращен на 40 процентов. В стране отменили институт “золотой акции”, дающий право государству при владении даже миноритарным пакетом акций накладывать вето на решения основных акционеров.
Было ограничено вмешательство контрольных органов в работу бизнеса. На государственном уровне также принято решение о сокращении числа органов, осуществляющих контроль за деятельностью субъектов хозяйствования. Проверки стали проводиться выборочно с учетом уровня риска деятельности субъекта хозяйствования.
В Беларуси упростили и процедуру выделения земельных участков. Например, полномочия по предоставлению земельных участков переданы местным органам управления, действует принцип одного окна, участки предоставляются по результатам аукционов.
Активизировалась и работа по вовлечению в хозяйственный оборот пустующих либо неэффективно используемых объектов. Здание можно приобрести на аукционе со стартовой ценой в одну базовую величину либо получить в бесплатное пользование при обязательстве создания новых рабочих мест.
Начиная с 2008 года формируются планы приватизации конкретных предприятий на трехлетний период. Например, на 2008—2010 годы в такой план включено около 500 республиканских унитарных предприятий.

Количество малых предприятий, тысяч на конец периода

 

 

 

Пять причин инвестировать в Беларусь

1. Экономическая и социальная стабильность в стране. Беларусь в меньшей степени, чем другие государства, пострадала от мирового экономического кризиса.
2. Беларусь одна из первых в СНГ приняла Инвестиционный кодекс, подписан ряд других документов, направленных на развитие бизнеса.
3. По результатам последних лет Беларусь вошла в топ-10 стран — наиболее активных реформаторов в интересах национального и зарубежного бизнеса. Для субъектов хозяйствования предоставляется широкий круг налоговых, таможенных льгот, иных преференций.
4. Новые возможности, доступ к огромному рынку со 170-миллионным населением открывает инвесторам создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.
5. Наличие высококвалифицированного персонала, который хорошо знаком со спецификой работы на внутреннем рынке. И это избавляет потенциальных инвесторов от необходимости тратить много сил, времени и денег на поиск и переподготовку кадров.

Цифры и факты

  • По условиям ведения бизнеса Беларусь в рейтинге Всемирного банка за последние пять лет поднялась со 129-го места на 68-е.
  • Благодаря совершенствованию законодательства срок регистрации нового предприятия сократился до 1 дня.
  • Иностранные и отечественные предприятия, зарегистрированные и работающие в малых городах и на селе, получили налоговые льготы, таможенные преференции и право получать в пользование по упрощенной процедуре неэффективно используемые объекты госсобственности.
  • Количество субъектов хозяйствования, обязанных получать лицензии на право осуществления определенного вида деятельности, сократилось почти на 60 процентов.
  • Владельцы агроусадеб, ремесленники, репетиторы, няни, а также предприниматели, занятые некоторыми другими видами деятельности, имеют право работать с уплатой сбора один раз в год и не вести бухгалтерский учет.
  • Предприниматели получили право на льготных условиях заниматься экспортом товаров белорусского производства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter