Предприниматели Оршанского района закрывают почти 30 процентов всех поступлений в бюджет

Стимулы для деловой инициативы

Деловая активность оршанцев получила мощный импульс после старта реализации уникальной для Беларуси программы социально-экономического развития Оршанского района. Документом, который был утвержден Указом Президента № 506, официально установили особый режим налогообложения как для новых, так и для действующих субъектов хозяйствования. Предприятия освободили от уплаты НДС при ввозе технологического оборудования, снизили ставки налога при упрощенной системе налогообложения, уменьшили отчисления на пенсионное страхование, предусмотрели ряд других преференций. Что это дало за пять лет? Достаточно назвать цифру: за три года доля малого и среднего бизнеса в формировании районного бюджета увеличилась на треть. 

Ноу-хау приветствуются

Руководитель Оршанского бизнес-инкубатора «Закон и порядок» Сергей Худолеев подчеркивает: 

Сергей Худолеев.
— Примечательно, что бизнес в форме «купи-продай» сейчас все меньше привлекает молодых людей. Будущие предприниматели ищут более предметные и перспективные ниши для вложения своих сил и средств. Проекты социальной направленности, машиностроение, искусственный интеллект, сельскохозяйственные «ноу-хау», ориентированные на методы точного земледелия с помощью беспилотных летательных аппаратов, IT-технологии в сфере образования, дизайна и маркетинга.

Инициативная молодежь отличается тем, что она не идет по  проторенному пути, а смело берется за реализацию уникальных идей. В итоге и сами энтузиасты, и государство, которое предоставило им все условия для удачного взлета, в выигрыше. Если по итогам 2020 года взнос малых и средних предприятий района в бюджет составлял 22,8 процента, то сейчас — около 30.

Галина Свитина.
Начальник управления экономики Оршанского райисполкома Галина Свитина констатирует:

— В настоящее время в Оршанском районе насчитывается около 4,3 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе свыше 960 организаций, остальные — ИП. В текущем году по сравнению с предыдущим общими силами они увеличили сумму поступлений в бюджет почти на 20 миллионов рублей. Солидная сумма, которая значительно пополнила общую копилку прогрессивно развивающегося района. 

Собственная ниша

По необычному пути решил пойти бывший выпускник Могилевского университета пищевых и химических технологий Дмитрий Егоров.

— Вуз окончил с красным дипломом, — рассказывает инженер-технолог. — Отработал по распределению в системе Белкоопсоюза, а потом решил зарегистрироваться как ИП. Стал заниматься дизайном интерьеров и работать со стеклом — столы, фотопринты, другие необычные вещи. Вроде пошло.

Средств на быстрый старт у молодого бизнесмена не было. Но инженерная закалка помогала в преодолении трудностей. Например, шлифовальный станок для обработки кромки стекла Дмитрий собрал сам. Аналог получился ничуть не хуже, чем оборудование известной чешской фирмы, за которое пришлось бы выложить 12 тысяч евро.

Дмитрий Егоров занялся производством аквариумов.

Выполняет те же операции, качество отличное, — утверждают сегодня сотрудники, которые вместе с Дмитрием трудятся в цеху. 

Кстати, свою нишу начинающий предприниматель нащупал почти сразу.

— Бывший однокурсник тогда занимался продажей аквариумных рыбок. И предложил объединиться: мои рыбки — твои аквариумы. Первый аквариум я сделал небольшой. Но вполне удачный. Понравилось, тем более что в Беларуси таких производств по пальцам пересчитать. А дальше — больше…

Чуть позже Дмитрий взял в аренду помещения опустевшего кондитерского цеха — 320 квадратных метров. Привлек к работе двух помощников. Сейчас в ассортиментном перечне предпринимателя больше десятка стандартных изделий и огромное количество уже реализованных индивидуальных проектов. Стеклообработка — дело непростое. А производство из стекла террариумов, аквариумов тем более.

— Заказы бывают весьма необычные, — знакомит со спецификой предприниматель.— Чтобы разговаривать с клиентами на одном языке, пришлось хорошенько проштудировать биологию, детально ознакомиться с привычками будущих «квартирантов». Красноухие черепахи, змеи, игуаны, ящерицы, бородатые агамы, многочисленные виды рептилий… В зависимости от способов перемещения для кого-то нужны горизонтальные стеклянные дома, для кого-то — только вертикальные. Климат, освещение, вентиляция — все должно быть продумано и просчитано до мелочей. Например, для змей нельзя делать освещение внутри — они тянутся к теплу, накручиваются на светильники и обгорают…

Интересно, какой был самый примечательный заказ? Собеседник не задумывается: совместный проект с Минским зоопарком. Оршанцу заказали двухметровый аквариум с тумбой вместимостью 900 литров. Сейчас эта панорамная экспозиция подводного мира украшает вестибюль одного из бассейнов города. 

Работники фирмы осваивают также производство корпусной мебели.

Удачный маркетинг — гарантия успеха

Дмитрий Егоров хорошо изу­чил рынок и утверждает: покупка аквариумов — дело сезонное. Продажи активизируются именно в холодное время года. Когда на улице зима, людям особенно хочется тепла, комфорта, воспоминаний о море. 

Маркетинг — это отдельная наука, — убеждает предприниматель. — Можно производить отличные вещи, но если не знаком с современными принципами маркетинга, не умеешь продавать, то будешь обречен на провал. Я начинал с известных маркетплейсов. А теперь мы объединились вместе с нашей новой IT-компанией, работающей при бизнес-инкубаторе. Совместными усилиями сделали так, что продажи увеличились в разы, моей продукцией широко заинтересовались россияне, и львиная доля всего товара через посредников уходит на экспорт. Для дальнейшего наращивания экспортных поставок есть все условия. Ведь по известным причинам европейский рынок отпал, да и непросто транспортировать из дальнего зарубежья «воздух» в виде аквариумов и террариумов…


Сейчас Дмитрий задумался о расширении своего производства. Решил наладить выпуск корпусной мебели по индивидуальным заказам. Уверен: спрос будет. 

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ПАЦ, первый заместитель председателя Оршанского райисполкома:

— После завершения государственной программы развития Оршанского района мы будем работать в рамках программы ускоренного развития регионов с численностью населения 80+. Поэтому созидательные процессы на благо Оршанщины не останавливаются, а просто получают новый импульс. И мы рады поддержать любую полезную инициативу в сфере предпринимательства, а также помочь с ее реализацией. С этой целью год назад приняли решение о расширении владений бизнес-инкубатора «Закон и порядок» — теперь его возможности увеличены практически вдвое. А это значит, что под крылом инкубатора смогут апробировать свои бизнес-инициативы еще как минимум 25 его резидентов. 


begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter