Как сохранить экономику страны и рвануть вперед

Стимулировать рост за счет инвестиций

Экономическая наука утверждает, что эффективные инвестиции стимулируют экономический рост и наоборот. Достаточно вспомнить труды Джона Кейнса и сформулированный им эффект мультипликатора, или инвестиционный принцип акселератора. О том, каким образом инвестиции влияют на социально-экономическое развитие страны, вчера в эфире телеканала «Беларусь 1» в программе «Экономическая среда» рассказал заместитель Главы Администрации Президента Максим Ермолович.

О влиянии инвестиций на социально-экономическое развитие страны

Инвестиции — одно из ключевых понятий в экономике, которое говорит о том, как она развивается. Все чаще звучит тезис о преобразующих инвестициях, которые не только влияют на экономический рост, но и создают дополнительные благоприятные социальные последствия. Это самый важный фактор, на который следует обращать внимание при реализации инвестиционных проектов. Государственная политика сегодня направлена на то, чтобы соединить экономические предпосылки или экономические выгоды от реализации инвестиционных проектов и максимизировать социальный эффект. Все стимулирующие экономический рост и инвестиции инициативы государства оцениваются в том числе с точки зрения их социальных последствий. Говоря об эффекте для людей, важно понимать, что создание производства, повышение производительности труда за счет реализации инвестиционных проектов создают предпосылки и улучшения всех социальных показателей и регионально, и в целом по стране.

Об инвестиционной политике Беларуси: суть, приоритеты, инструменты

В программе социально-экономического развития, которая одобрена ВНС, определены приоритеты инвестиционной политики страны на 2021–2025 годы. Если вы слушаете, о чем говорит Глава государства, то можете сформировать для себя совершенно четкую картину требований к инвестиционной политике страны. Речь идет об инвестициях, которые имеют преобразующий социальный эффект, стимулируют развитие регионов, высокотехнологичные сектора экономики, повышающие общую эффективность экономической деятельности, отдачу от каждого человека, производительность труда на предприятиях. Все это выливается в общий рост валового внутреннего продукта, который выражается в росте заработной платы, прибыли предприятий и их возможности в дальнейшем наращивать собственные инвестиции за счет прибыли.


В этом году мы должны войти в новый инвестиционный цикл и обеспечить в соответствии с требованиями Главы государства рост объема капитальных вложений, рост инвестиций более чем на 22 процента к уровню прошлого года, чтобы преодолеть негативную тенденцию скатывания в отрицательные значения по объемам инвестиций. Необходимо искать альтернативные источники, тем более что институциональная среда для наращивания инвестиций создана. Каждый на своем месте должен ежедневно заниматься наращиванием инвестиций, созданием новых производств, улучшением качества жизни, реализацией задачи «Один регион — один инвестиционный проект». Речь не идет о том, что мы должны успокаиваться только одним инвестиционным проектом в расчете на регион.

В случае когда есть проседание собственных средств предприятий, сложности с привлечением иностранного финансирования, в том числе и прямых иностранных инвестиций, государство должно становиться основным инвестором. Эта задача решается по разным направлениям. Во-первых, за счет наращивания объемов государственных инвестиционных программ, вложений в инфраструктуру, жилищное строительство. Кроме того, есть специальные инструменты, институты, такие как Банк развития, которые предлагают замещение традиционных иностранных кредитных ресурсов внутренними.

О преференциях для привлечения инвестиций

Инвестиции, к сожалению, падают по всему миру. Это снижает глобальный экономический рост. В этой связи необходимо обратить внимание на эффективность государственных инвестиций. Государство должно стать основным инвестором. Необходимо обратить внимание на национального инвестора. Эти категории позволят продолжать динамично развивать национальную инвестиционную программу.

Сегодня инвестор может прийти в чистое поле, но у нас есть возможность предоставить готовую площадку для того, чтобы он мог монтировать свое оборудование, где есть транспортная инфраструктура, подведена электроэнергия со всеми необходимыми выходными мощностями, где есть высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. Кроме того, обеспечиваем и сопровождаем любой инвестиционный проект системой образования и научной системой.

Мы переходим к новому инструменту поддержки — созданию готовых производственных площадей, готовых площадок для инвестора, которые он может по льготной стоимости арендовать или выкупать в собственность и размещать там свои производственные мощности. Это целый комплекс новых продуктов, предлагаемых для инвесторов.

О замещении западных инвестиций восточными

Инвестиционный процесс в сегодняшних условиях достаточно сложный и требует нестандартных решений, новых форм взаимодействия. Иностранные инвесторы, которые по каким-либо причинам снижают объемы инвестиций в уже существующие проекты в Беларуси или даже уходят из страны, вынуждены делать это под давлением своих политических властей, которые ведут разъединительную, сегрегирующую мировую экономическую систему политику.

Несмотря на это, процесс наращивания нашего взаимодействия со странами дальней дуги, Юго-Восточной Азии достаточно динамично развивается. Конечно, многие из этих проектов не афишируются по понятным причинам, но, несмотря на это, мы идем по пути создания новых сборочных производств в странах Средней Азии, идем в Юго-Восточную Азию, открываем наши производства в Африке, Южной Америке. Мы сознательно не привлекаем к этим проектам внимания, потому что тем самым привлекаем излишнее внимание со стороны стран, которые применяют к нам санкции и после этого начинают их применять уже в отношении самих партнеров, стран, которые создают эти проекты. При этом говорить о том, что привлекательность Беларуси как инвестиционной площадки для иностранных инвесторов снизилась по каким-то причинам или государство начало делать меньше с точки зрения создания институциональной, законодательной, социальной среды, инфраструктуры для реализации этих проектов, нельзя. Наоборот, мы делаем больше.

Как вы могли заметить, частыми гостями в стране стали наши российские партнеры и представители регионов России. Традиционной повесткой у Главы государства стали встречи с российскими партнерами и представителями власти. Такие встречи дают значительные импульсы для торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, которое приобретает новые качества.

Множество новых проектов и идей родилось во время визита Главы государства в Китай, и сегодня идет активное взаимодействие. Нельзя не упомянуть о сотрудничестве со странами Средней Азии, Ираном, Пакистаном, Индией. Все эти направления развиваются, выстраиваются новые связи, которые по каким-то причинам раньше не получали должного развития. И здесь важно понимать, что этот процесс будет только наращиваться.

Об инвестиционном климате в долгосрочной перспективе

Для обеспечения национальной экономической безо­пасности, технологической независимости, поддержания устойчивых экономических темпов роста в стране нужны инвестиции. Исходя из возможностей каждого региона, подкрепленных финансовыми гарантиями со стороны Правительства, основная задача вертикали власти — искать инвестиционные проекты, быстро и эффективно их реализовывать. Это непростая задача, выходящая за рамки традиционных компетенций сегодняшних руководителей. Но решать ее надо. Надо выйти из трехлетней отрицательной динамики по инвестициям. И тогда эффекты отразятся на росте ВВП, тем самым мы сделаем широкий шаг по повышению зарплаты и получим деньги в бюджет, которые сможем направить на развитие инфраструктуры.

Фото из архива «СБ».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter