Стимул на старте

О стартап-движении

Генри Форд не изобретал конвейера. Просто первым начал использовать его при производстве автомобилей. И тем не менее именно ему молва приписывает авторство изобретения. Тогда это была, говоря языком современным, инновация. Если бы не он, догадался бы кто-нибудь другой это сделать? Быть может. Но давайте без "если..." Успешный бизнес начинается с оригинальной идеи. Ну а дальше что? Куда с ней идти? Этому и посвятили "круглый стол", который прошел недавно в Минске.


Года три назад в Беларуси начало довольно активно развиваться стартап-движение. Перевожу на русский: глагол start-up означает "запускать". Стартап в бизнесе - это малый инновационный проект, который предлагает на традиционном рынке что-то новое. Как правило, не несет в себе новейшей научной идеи. Иначе я бы сейчас писал об изобретениях, патентах... Но проект этот предлагает нестандартные производственные, маркетинговые, управленческие решения. И вот тут - жизнь любит поухмыляться: у тех, кто что-то новое придумал, обычно не хватает денег на то, чтобы претворить свои идеи в реальный бизнес.


На помощь может прийти бизнес-ангел. Да, пишется без кавычек. И при этом - никакой мистики. Бизнес-ангелами называют инвесторов, готовых вкладывать свои средства в реализацию стартап-проектов. Причем в традиционном понимании, сформировавшемся в западной бизнес-культуре, - это обязательно физическое лицо. Такая деятельность напрямую не связана со средствами какой-либо компании. В Беларуси около двух лет назад было создано объединение бизнес-ангелов. Но пока их деятельностью заинтересовался не такой уж и большой круг авторов проектов.


Готовы вкладывать средства в новые проекты не только члены объединения. В Беларуси уже достаточно регулярно проводятся стартап-уик-энды - своеобразные ярмарки идей, во время которых новички в бизнесе представляют свои проекты опытным бизнесменам. И количество "стартаперов" растет. По оценке организатора стартап-уик-эндов Александра Патутина, их у нас уже около пяти тысяч. Молодых и инициативных начинателей. Правда, далеко не все способны оценивать свои проекты с экономической точки зрения, составлять грамотные бизнес-планы. Но многие стараются. Генерируют новые идеи и не ленятся их презентовать. Пробуют внедрять их самостоятельно.


Но вот инвесторов, занятых в стартап-движении, при желании можно назвать поименно. По подсчетам Александра Патутина, их около трех десятков. Не рай, откровенно говоря. Но чего кривить душой, белорусский крупный бизнес малопубличен. Проще тихо делать деньги, чем посвящать свои выходные каким-то там новичкам с идеями. Хотя проект, присмотренный на стартап-уик-энде, вполне может пригодиться для диверсификации бизнеса.


Что выходит: креативной молодежи хватает, проектов в самой начальной стадии и уже в работе - тоже. А вот средства для потенциальных вложений ограниченны. Может, на стартап-движение имеет смысл обратить внимание и государству? Опыт, оказывается, есть. Например, в Эстонии мероприятия под вывеской "стартап" проходят под патронатом государства, выделяются гранты под перспективные проекты. В Литве думают, как и с помощью чего зазывать в страну "стартаперов" из-за границы. Определенные шаги в этом направлении делаются и у нас. На VII Белорусском инвестиционном форуме, который пройдет в ноябре в Минске, впервые будет организован стартап-день. Причем проекты будут презентованы иностранным инвесторам. А во время Всемирной недели предпринимательства - к этой акции Беларусь подключится уже во второй раз - будет вручена премия "Ментор года". Менторами в стартап-движении принято называть бизнесменов, которые не просто инвестируют свои средства в проекты. Но и выступают как опытные наставники.


"Стартаперы" - хоть и новички, а рынок чувствуют. Все чаще стартап-уик-энды посвящаются информационным технологиям. А проекты разрабатываются с прицелом на зарубежье. И на это стоило бы обратить внимание менеджерам уже действующих в Беларуси предприятий. Независимо от формы собственности. Есть с кем сотрудничать и где искать идеи для модернизации, о которой сейчас так много говорят. Да, при реализации стартапов риски высоки. Но гипотетически из десятка проектов один выстрелит. А чтобы узнать какой - надо пробовать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter