Стихия и авось. Как избежать техногенных катастроф

Анализ аварии на Саяно-Шушенской ГЭС выявил тревожную закономерность: увы, но ошибки предыдущих лет в России будут исправляться по мере возникновения техногенных катастроф.

Дай бог если это будет не так. Но если судить по  материалам  парламентских слушаний на тему «Законодательное обеспечение безопасности гидротехнических сооружений», то нужно признать, что пока оснований для оптимизма нет. «В ходе реформ мы наломали много дров. Эти ошибки необходимо исправлять», – сказал председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов. В качестве такой меры, обеспечивающей, в частности, безопасность гидротехнических сооружений (ГТС), предлагается  придать больше прав Ростехнадзору. Действительно, налицо правовая коллизия. Де-юре Ростехнадзор наделен широкими полномочиями, но он не может их реализовать, потому что обязан действовать через Минприроды, в состав которого он входит, но которое не обладает такими полномочиями, как Ростехнадзор. Участники парламентских слушаний предлагают сделать Ростехнадзор отдельным государственным контрольным и надзорным органом, подчиненным непосредственно правительству. Кроме того, депутаты считают необходимым  устранить еще одну нормативную хитрость,  из которой торчат уши лоббистов реформы электроэнергетики. Ведь в период проведения реформы и по сей день Ростехнадзор именуется Федеральной службой  по экологическому, технологическому и атомному надзору. Законодатели рекомендуют правительству вернуть в название службы слово «энергетика» и переименовать главного борца с техногенными катастрофами в Федеральную службу по атомному, технологическому и энергетическому надзору. Отсутствие понятия «энергетический надзор» в названии службы  было на руку реформаторам бывшей естественной монополии и по сей день является серьезным препятствием по контролю за объектами отрасли. 
Однако силами Ростехнадзора вряд ли удастся решить проблемы, вызванные ликвидацией Минводхоза. После упразднения этого министерства  огромное хозяйство этого российского ведомства осталось как дитя с семью няньками – без надзора. Все объекты поделили между собой Минэнерго в лице ныне упраздненной РАО «ЕЭС России», МПР, Минтранс, Минсельхоз, Минатом,  региональные и местные органы власти, отдельные предприятия. Электростанции, приносящие хорошие доходы,  достались в основном РАО «ЕЭС России». Как правило, самые аварийные ГТС остались на балансе у самых бедных собственников – регионов, местных органов власти и обанкротившихся предприятий. Около тысячи российских ГТС до сих пор не имеют хозяина.  Собственники 300 ГТС, находящихся в аварийном состоянии, также до сих пор не установлены. И это неудивительно. Ведь поддержание гидросооружений в безопасном состоянии – удовольствие высокозатратное и потому в период приватизации  в России большинство  юридических лиц старалось спихнуть их со своих балансов. Кроме плотин и дамб, которые в случае разрушения могут превратить населенные пункты в Атлантиды, есть еще более тысячи отстойников – небольших закрытых водоемов с химическими и радиоактивными отходами. Разрушение этих объектов в период прохождения паводка  может привести к утечке  адской смеси в реки.  К сожалению,  вышесказанное не гипотетический сценарий. Несколько лет назад наводнение смыло в реку Тиссу всего несколько отстойников золотодобывающих предприятий Румынии, после чего в притоке Дуная погибло все живое.
Однако, безусловно, самая большая угроза  безопасности российских ГТС связана со старением основных фондов. Ведь возраст некоторых из них весьма почтенный – 50–60 лет, а средний срок их эксплуатации без реконструкции и ремонта составляет 30–40 лет. К тому же ГТС на Волге и Каме стоят на  мягких грунтах. «Тринадцать створов ГТС Волго-Камского каскада удерживают более 300  кубокилометров воды. Если одно из этих сооружений не выдержит в период паводка, то гидроудар может вызвать  эффект домино, который приведет к опрокидыванию других  плотин», – опасается председатель Совета Союза водников России Николай Сухой.
Кроме того, собственники стремились купить объекты ГТС по дешевке и для этого намеренно занижали их стоимость. Отсюда и  сумма отчислений на капремонт,   составляющая ежегодно 2,5 процента от стоимости объекта, стала значительно меньше.
«Во времена существования Минводхоза ничего подобного не было. До тех пор, пока мы не возродим принцип единоначалия, ситуация в отрасли не будет стабильной», – заявил «СВ» Николай Сухой. Он напомнил, что до начала девяностых годов прошлого века водное хозяйство получало на решение своих проблем порядка 95 млрд рублей в сопоставимых ценах. В последние годы опять же в сопоставимых ценах из бюджета выделяется 20 млрд рублей. В связи с кризисом выделение субсидий на безопасность  ГТС, находящихся в  собственности Минтранса, МПР, Минсельхоза, сокращается еще в два раза. Вряд ли кому-то придет в голову экономить на ремонте атомных станций. Вода тоже не терпит панибратского отношения к себе, предупреждает Николай Сухой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter