Стежки и дорожки

О торговых путях приграничья

О торговых путях приграничья


— Вот машина пошла, — с гомельскими налоговиками мы сидим в лесочке у деревни Хорошевка Добрушского района. Место тут такое, что и без бинокля прекрасно просматриваются стежки–дорожки, бегущие через российские поля в белорусскую даль. — Высоко идет, даже задние сиденья не сняты. Гружен явно не как обычно.


Одинокая иномарка не пылит по проселочной дороге, настолько она выглажена путниками.


— Вот грузовик прошел, а это — микроавтобус, — по следам, как куперовский Соколиный Глаз, ведет меня Юрий Кацуба, старший государственный налоговый инспектор Гомельской областной инспекции по налогам и сборам. День для познания приграничной действительности выпал нехарактерный. На белорусском контрольно–пропускном пункте «Селище» царит затишье.


— А как тут обычно? — поинтересовалась я.


— Обычно так, что в январе, к примеру, мы вынуждены были организовать здесь своеобразный налоговый пост, — Андрей Левшунов, начальник отдела оперативно–рейдовой работы областной налоговой, ведет в «постовую». — Есть три болевые точки ввоза: продукты питания большими партиями без маркировки контрольными знаками, спиртосодержащие жидкости и топливо. То, что с начала года задержали с явными нарушениями, потянуло на 300 миллионов рублей. Причина — в разнице цен.


В семи километрах от «Селища» — российский пункт таможенного контроля. Тут же — ларек образца 90–х с дешевым оптом: окорочка из США (их еще продают?), сосиски, макароны, кетчуп... Действительно, разница цен на все — не в нашу пользу. Продавцы сидят, скучают: «Что там у вас? Где люди?» И здесь узнаю еще одну правду: по–соседски у нас практически нет норм ввоза на товары из России. Частнику без документов можно хоть фуру рыбы перевезти — если не для коммерции. Приблизительно так и происходит. В багажниках, бывает, скрываются горы еды, способные прокормить целые деревни. Последние наблюдения налоговиков за 4 часа на «Селище»: четыре автомобиля в себе содержали 174 кг свежемороженой рыбы, 135 кг окорочков, 100 упаковок майонеза, 735 банок кофе и еще много чего. Все — по закону.


— Пару недель назад остановили микроавтобус. В нем — 10 тысяч наименований кофе и чая, — посвящает в товарные потоки Левшунов. — Проверили владельца груза — предприниматель. Объяснила, что забыла дома контрольные знаки, которыми обязана была промаркировать товар еще до въезда в Беларусь. К слову, сертификатов качества у нее тоже не было.


Куда потом растекаются эти продукты питания? Вариантов немного: рынки или «точки» на дому. Последнюю мне показали по ходу в одной из деревень Гомельского района. В сенцах — коробки с сигаретами, на чердаке — с подсолнечным маслом, в доме — с другим продовольствием. Что оно предназначается не для хозяев, стало понятно, когда произвели контрольную закупку водки и сигарет...


Пропетляв по тайным тропам, вновь держим путь на «Селище». И надо же — легковушка. В багажнике — 23 литра алкоголя при допустимых 5.


— Куда столько?


— Для себя, — удивляется водитель. — А разве нельзя?


...О чем пекутся налоговики, я теперь понимаю: на этом ввозе крутятся огромные деньги, которые текут мимо бюджета. Но запреты, показывает практика, ни к чему не приводят, только бьют по потребителю. Десятки проселочных дорог все равно сделают свое дело. Но потерять свою силу они все же могут — когда условия изменятся. Что подтолкнет к этим переменам? Вот в чем вопрос... Как не было у нас оптовых складов–магазинов, так и до сих пор нет их. А когда открылось несколько в Гомеле, — очереди на улице... Как была разница на кофе–чай между торговой сетью и рынком, так она и есть. Хотя на мой дилетантский взгляд, работа с крупными импортерами и собственная фасовка наверняка изменили бы ситуацию. Как работали деревенские магазины полвека назад, так и работают: в Хорошевке, например, с 8.00 до 15.00. И как не быть при этом «точкам» на дому? И как не прокладывать путь к оптовикам по соседству?


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter