Степень доверия

Разговор с начальником штаба МВД, полковником милиции Андреем БОРОВСКИМ

Людям в форме у нас доверяют. Об этом говорят и субъективные впечатления, и сухие цифры - высокую степень доверия показали результаты социологического опроса, проведенного недавно Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента. Прикрываясь "уютными" показателями, можно спокойно продолжать работу. Но... Регулярно в разные регионы страны из Минска выезжают сотрудники штаба МВД, так называемые мониторщики. При них - анкеты со скользкими вопросами вроде "Сталкивались ли вы с необоснованным задержанием милицией?", "У каких служб чаще всего проявляются недостатки в культуре общения?" и т.д. Цель "мониторщиков" - зондировать, выяснять, изучать. О том, ради чего проводятся столь масштабные исследования, какие болевые точки по-прежнему существуют в работе наших правоохранительных органов, мы беседуем с начальником штаба МВД, полковником милиции Андреем БОРОВСКИМ.


- Андрей Леонидович, вопрос ребром: зачем милиции собственный рейтинг? Для красивой картинки? Ведь мы прекрасно знаем, что к людям в форме относятся доброжелательно...


- Наша милиция уже давно не закрытая структура, мы забыли те времена, когда работали для "картинки". Задача четкая: важно знать, что о нас говорят люди. Эта информация поможет определить, идем мы в правильном направлении или отклонились в сторону.


Сегодня основной показатель в оценке работы милиции, как считают многие социологи, - степень доверия. Она определяется количеством граждан, высказавших так называемое полное доверие по отношению ко всем опрошенным. Из года в год этот показатель колеблется от 36 до 39%. Большего, к сожалению, пока достичь не удалось. Но есть и резерв - люди, которые доверяют, но не в полной мере. Таких около 51 - 54%. Тех, кто не доверяет милиции, не больше 10%. В социологии принято задавать пороги. Те регионы, где степень полного доверия к милиции меньше 27%, по нашей классификации относятся к "красной зоне". В 2009-м в ней находились три района - Ивьевский, Жлобинский, Шумилинский. Это наиболее проблемные точки на карте страны.


Зачем нужны все эти цифры? Может показаться, что мы занимаемся самобичеванием и проще судить о работе милиции по статистике преступности. Но статистика - это конечный продукт, и принимать меры, анализируя данные, уже поздно. Наша задача - не просто дать результат в целом по стране, но и по каждому региону, вплоть до района, города. Практика показывает, что если где-то милиция начинает работать плохо, то первым на себе это испытывает население. Вовремя услышать этот сигнал, сработать на опережение - вот что необходимо.


Мониторинг, кстати, проводим в полном соответствии с научными требованиями социологии. Репрезентативность выборки, анонимность - таковы основные принципы. Когда сотрудник приезжает на место, он не докладывает местному начальнику милиции, на какое предприятие пойдет, с кем будет общаться. Есть, кстати, и еще один эффект от таких исследований - во время мониторинга люди часто рассказывают нашим сотрудникам то, что не всегда доверят местному милиционеру. Недавно подсказали адрес человека, который занимался незаконным хранением оружия. Сообщают и о самогонщиках, других нарушениях.


- К социологическим опросам у нас несколько пренебрежительное отношение. Спросили, обработали, показали, повздыхали - а толку чуть. Есть ли практический смысл от мониторинга, который проводит штаб МВД?


- Когда сотрудник "отмониторит" район и мы увидим негативную картину, сразу же ищем причину, почему так произошло. Возьмем конкретный пример - ситуацию в Ивье. Там была "красная зона", от должности освободили начальника РОВД. Новый руководитель приступил к исполнению обязанностей, и через три месяца мы повторили исследование. Определили: милиция идет вроде бы в правильном направлении, но не совсем. Не выполняют определенных канонов, требований. А их множество. К примеру, руководитель органа внутренних дел должен периодически выступать в прессе и, что еще важнее, посещать трудовые коллективы. Рассказывать об административной практике, о соблюдении правил дорожного движения, о работе с неблагополучными семьями. О фликерах, в конце концов. Поначалу, чего скрывать, отдельных руководителей приходилось буквально заставлять идти в народ - слушать правду о своих подчиненных, отвечать на порой нелицеприятные вопросы. Но теперь мы втянулись в этот процесс, он стал неотъемлемой частью милицейской работы. А тех, кто этого не понимает, выдают цифры, то есть глас народа. К таким принимаем меры реагирования.


- Получается, что милицейские социологи взяли на себя часть функций сотрудников управления собственной безопасности?


- Это не так. Наш отдел мониторинга создавался не как карающий орган, хотя некоторые действительно говорят - если после исследования район попал в "красную зону", полетят головы. Просто оценка работы милицейского руководителя, данная профессионалами, практически всегда совпадает с результатами опросов. Не может быть такого, чтобы при хорошей работе начальника РОВД общественное мнение ухудшалось. К тому же мониторинг - определенный рычаг воздействия из центра на местную милицию. Поставьте себя на место участкового, который знает, что, если будет "халтурить", вести себя по-хамски, люди ему этого не простят, а после информация поступит и в Минск. Человек в форме понимает, что он на виду, и это действенный аргумент.


И еще. Изучение общественного мнения - важное средство профилактики. К примеру, Столин сейчас на пороге "красной зоны". Вот-вот, если не исправят ситуацию, туда попадут. Статистика преступности ухудшится в районе позже, пока же население просто сигнализирует, что люди в форме недорабатывают. Такой анализ мы проводим в каждом регионе.


Результаты? В прошлом году хуже всех сработала милиция Гродненской и Гомельской областей. Но есть и положительные итоги. Оценка своевременной помощи, полученной гражданами от милиции, стала выше почти на 4%. Вежливость, внимательность, профессионализм отметили после общения с милиционерами более 83% опрошенных. Более 57% респондентов чувствуют себя в безопасности от преступных посягательств. Буквально два-три года назад эти показатели были намного скромнее. Значит, направление мы выбрали верное. Хотел бы поблагодарить тех, кто искренне высказал свое отношение к работе милиции и тем самым помог нам разглядеть и исправить наши минусы.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter