Западный мир охватила заборостроительная истерия

Стены позора

Постройка циклопических сооружений, отделяющих «цветущий сад» от «джунглей», — давняя традиция на Западе. Все началось, как водится, еще с античности, когда древние римляне, ставшие прародителями современной западной цивилизации, отгораживались громадными валами от земель, заселенных варварами. Так возникли сохранившиеся до сих пор Траянов вал в Румынии и Молдове и Адрианов вал в Британии. В Средние века феодалы возводили крепкие замковые стены, из‑за которых пристально следили не только за соседями, но и за поведением собственных крестьян — а ну как, доведенные до отчаяния, они решат сквитаться за все с землевладельцем?

Шли столетия, канули в Лету темные века, за ними стало достоянием истории Новое время, отгремели две мировые войны. Казалось бы, в XXI веке не должно быть места предрассудкам, а стены на границах должны забыться как дурной сон. Однако в последнее время на Западе вдруг решили, что неплохо было бы вспомнить былое и вновь окунуться в старую недобрую атмосферу недоверия и враждебности. Символом этого процесса и стали всевозможные пограничные заграждения.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Если уж говорить о мигрантах, ведь не мы же создали эту волну. Они же (Евросоюз. — Прим. ред.) отказались с нами сотрудничать — центры эти строить, финансировать и так далее. И против нас ввели санкции. И я тогда говорю: что вы, безумцы? Вы ввели против меня санкции, и я вас буду защищать от мигрантов? Ну так ловите их там. Меркель же их туда в свое время позвала. Они это помнят. Мы абсолютно невиновны в том, что эта волна мигрантов пошла. Она была бы меньшей через Беларусь, если бы не было войны в Украине. Они и там ходили в Европу, через Украину, за большие деньги, когда не было этой войны. Сейчас осталось это окно (через Беларусь. — Прим. ред.). Мы с них мзду не берем. Но мы воевать за Европу и рвать на себе одежду не будем. В связи с той политикой, которую они проводят.

Отвечая на вопросы журналистов в ходе посещения БГУ, 25 августа 2023 года.

Заборная одержимость

До того как стенная лихорадка перекинулась на Европу, она порядком прошлась по сияющему граду на холме. Там старт новейшей истории строительства заборов дал незабвенный Дональд Трамп. Одним из столпов предвыборной кампании республиканского кандидата было как раз возведение масштабного заграждения на границе с Мексикой.
Не сказать чтобы американо‑мексиканский рубеж был абсолютно незащищенным: серия операций по противодействию нелегальной миграции началась еще в 1993 году. Однако именно Трамп вывел борьбу с южноамериканскими нелегалами на новый уровень. Правда, особого толку от грандиозного начинания не вышло. Президентом бизнесмен побыл всего один срок, демократы в сенате под предводительством Нэнси Пелоси в 2019 году зарубили финансирование проекта на корню, а сменивший Трампа Байден заинтересован в привлечении нелегалов в страну как дешевой рабочей силы и перспективного электората «ослов».
Разделительная стена на южной границе США, споры вокруг которой одно время стали центром противоборства республиканцев и демократов, не принесла ровным счетом никаких результатов.
Нелегалы продолжают переходить границу тысячами, причем делается это при свете дня без всякой утайки: на прошлой неделе пограничники в Техасе только за несколько часов зафиксировали многочисленные нарушения. Границу попытались пересечь более 4000 мигрантов.

Если стена не останавливает простых беженцев, разве может она сдержать тех, кто занимается нелегальным бизнесом на приграничных территориях? Через границу свободно перемещаются оружие, наркотики, запрещенные товары — мексиканские картели и их сообщники в США легко обходят все ограничения, где за счет хитрости, а где и пользуясь продажностью местных чиновников и отсутствием внимания Белого дома к хаосу на юге.


А пока республиканцы и демократы выясняют, кто из них прав, попутно соревнуясь в нелепости приграничных проектов, в безусловном проигрыше остается природа. Любое заграждение, как известно даже из школьного курса биологии, негативно влияет на жизнь всех видов растений и животных региона. 
Вдоль границы США и Мексики по течению реки Рио‑Гранде, где стена построена на совесть, изменились типичные растительные сообщества, которые до варварского вторжения славились биоразнообразием на всю Северную Америку. Безвозвратно уничтожены огромные площади произрастания кактуса сагуаро. Были перерезаны пути миграции таких животных, как пумы, олени‑мулы, земляные кукушки, змеи, ящерицы и лягушки.

Пограничный вандализм

Однако если в США проблема хотя бы существует, хотя борьба с ней с помощью возведения стен кажется немного странной, то европейский строительный бум последних лет вызывает лишь оторопь.
Польша, Литва, Латвия, а теперь и Финляндия городят на границах нелепые сооружения, которые не представляют особой угрозы для нелегалов, зато непоправимо разрушают экологический баланс, который тысячелетиями складывался в биосфере затронутых регионов.
Самой известной стеной сегодня, конечно, является печально знаменитый польский забор в Беловежской пуще. Функционеры «ПиС» называют его защитой Польши от ближневосточных беженцев, которых чуть ли не лично Александр Лукашенко привозит на границу и приказывает им штурмовать рубежи очередной Речи Посполитой. Только вот загвоздка в том, что закон о строительстве заграждений государственной границы был принят еще в октябре 2021 года, а кризис в пункте пропуска «Брузги» пришелся на ноябрь того же года. То ли у властей Польши появился дар предвидения, то ли приступ заборостроительства был запланирован заранее и направлен не против беженцев, а против самой Беларуси.

Плачевная ситуация, которая складывается в вековом лесу из‑за наплевательского отношения польских властей, по мнению экспертов, будет только усугубляться. В аналитической записке, подготовленной специалистами НАН Беларуси касательно заграждений в пуще, скрупулезно перечислены факты, которые свидетельствуют о постепенном разрушении биоразнообразия и создании угрозы для нормального развития экосистемы.
Белорусскими учеными выделено несколько факторов, по которым можно будет понять ущерб, наносимый забором. К ним относятся фрагментация лесов в зоне постройки забора, механические повреждения древостоя, инвазии чужеродных видов растений, нарушение гидрологического баланса местности, а также деградация растительных сообществ и животного мира.
Как видно, негативное воздействие польского «шедевра» архитектурной мысли носит комплексный характер. Некоторые его последствия видны уже сейчас. Пожалуй, самый яркий пример — животные, которые гибнут на заграждениях из колючей проволоки. Однако есть и менее заметные, но очень важные маркеры того, что пуща тяжело переносит варшавский вандализм. По оценкам польских биологов, уже в 2021 году, когда стройка только началась, в среднем на участке в 100 метров было по два поврежденных крупных дерева. Зная, что длина забора в заповедном лесу составляет 59,5 км, легко сосчитать, что на тот момент в пуще уже было повреждено как минимум 1191 дерево.
Еще один негативный фактор, который остается в тени гибели многочисленных животных, — массированное вторжение инвазивных видов в экосистему пущи.
Милитаризация региона, завоз строительной техники со всей страны, появление в лесу людей, незнакомых с правилами поведения в таких природных зонах, естественным образом ведут к завозу семян чужеродных растений. Войска и гражданские подрядчики прибывают в заповедную зону со всех концов Польши. На обуви, строительных материалах, колесах и гусеницах техники они несут семена чужеродных растений. Сотни людей, многие из которых ранее никогда не были в пуще, безвозвратно разрушают тысячелетнее наследие. А поскольку заповедный лес действует как единый организм, негативные тенденции сказываются и по эту сторону границы.

Потрясающее лицемерие

Не зря говорят, что дурной пример заразителен. Особенно если ты — маленькая, но очень гордая прибалтийская республика, а рядом такой сосед, как Польша. Вот и не удержались власти Литвы и Латвии от дурной идеи отгородиться от Беларуси забором, да повыше, да с колючей проволокой.
Само собой, не обошлось без курьеза: в Латвии деньги, выделенные на забор из госбюджета, благополучно украли. Правда, поставщик тут же попался, заодно, видимо, сдав с потрохами своих подельников из руководства Государственного агентства снабжения, — против них в начале года было также возбуждено уголовное дело.

Смех смехом, однако даже с приключениями прибалтам удалось достроить свои стены. Они, правда, выглядят не так грандиозно, как произведение строительного «искусства» польских инженеров, но свою черную работу выполняют исправно: с начала заборной лихорадки только от литовской колючки погибло 25 животных, что составляет больше половины от всех несчастных зверей, убитых на границе с ЕС.

На справедливые претензии со стороны Беларуси, которые озвучивались неоднократно и на разных мировых площадках, поляки, латыши и литовцы либо отмалчиваются, либо тыкают пальцем в проделанные в заборе калитки для животных. Мол, мы все сделали по правилам, а то, что звери гибнут, — так это случайность. Только вот проходы эти чаще используются пограничниками сопредельных стран для выталкивания беженцев на белорусскую территорию или для подбрасывания нам трупов убитых ими же мигрантов.

Согласно уже упомянутой записке НАН Беларуси, проходы в польском заборе вообще выполнены неправильно. Например, отверстия для мелких животных слишком узки, поэтому через них могут пройти только грызуны и рептилии, а вот заяц в него не поместится. Вдобавок проходы сделаны без учета условий пущи: листва и хвоя быстро забивают их, особенно осенью.

Даже если 15 октября случится чудо и на референдуме поляки проголосуют против забора, животные будут ощущать последствия еще долго. Известно, что благородные олени на пограничных территориях Германии и Чехии и спустя 25 лет после разрушения забора по‑прежнему не пересекают границу — они с молоком матери впитали информацию о заграждении.

После падения Советского Союза понятие «железный занавес», казалось, ушло из политического лексикона навсегда. Однако история повторяется, но в этот раз те, кто обвинял СССР в отгораживании от мира, сами теперь строят стены и тянут сотни километров колючей «концертины».
Что характерно, примерно эти же люди ничтоже сумняшеся ведут куртуазные разговоры об изменении климата и картинно заламывают руки по поводу разрушения земного биоразнообразия.
Возведение заграждений на границах ЕС, безусловно, скажется на состоянии природы в регионе. Восстановление путей миграции животных, видового разнообразия растений, искоренение инвазивных видов займет долгие годы даже после того, как стены падут. Вот так в очередной раз проявляется лицемерие Запада, который одной рукой агитирует за спасение природы, а второй — безжалостно ее уничтожает.

К СВЕДЕНИЮ

Власти ФРГ в рамках борьбы с нелегальной миграцией с этой недели активизируют проверки въезжающих через границы с Польшей и Чехией, заявила глава МВД Германии Нэнси Фезер. Ее слова приводят западные СМИ. «Федеральная полиция будет гибко вести дополнительные целенаправленные проверки на путях нелегального ввоза людей в страну через границы с Польшей и Чехией, — сказала она. — Если мы не добьемся успеха в защите внешних границ, то открытость границ внутри ЕС окажется под угрозой». Фезер уточнила, что новые меры безопасности начнут применять уже на этой неделе.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter