Стенка на стенку

Быстро идет время. Вот и очередная, уже третья по счету, годовщина трагических событий на киевском Майдане.

Тогда, в 2014 году, за три дня — с 18 по 20 февраля — на этой площади во время вооруженного противостояния погибли более сотни протестующих и 17 силовиков. Но виновные в расстрелах до сих пор не названы, несмотря на заявления всех предыдущих и действующего генпрокуроров.

Фото РЕЙТЕР

Нынешний руководитель генеральной прокуратуры Украины Юрий Луценко сообщил, что за преступления во время Майдана осуждены 35 человек. Правда, позже глава департамента специальных расследований генпрокуратуры Сергей Горбатюк, который фактически является главным следователем по этому делу, сообщил, что «из 35 приговоров реальная мера наказания применена лишь к одному лицу».

Да, не быстро творится революционное правосудие.

Так за что же пожертвовали самое дорогое, что есть у человека — свою единственную жизнь — погибшие на Майдане люди? Быть может, «свобода, добытая кровью», победила в Украине?

Большинство украинцев так не считают. И если в первые дни после победы Майдана была эйфория и надежды на лучшее, то за три года они развеялись. Лучше жизнь не стала, она стала дороже. Конечно, есть меньшинство — десяток–другой олигархов, — которое приумножило капиталы. Для остальных — падение уровня жизни, рост тарифов на жилищно–коммунальные услуги, очередная волна мобилизации в АТО. Ведь после киевских вспыхнули и начали набирать обороты события на юго–востоке страны, в Донецкой и Луганской областях. Как бы дипломатично их ни называли — АТО или еще как, но сегодня там, в Донбассе, идет война, тяжелая, позиционная, с ежедневными жертвами и разрушениями. И в ней также не видно просвета, непонятно, как ее завершить... С одной стороны, это территория Украины, с другой —  многие люди не разделяют политики Киева и желают жить сами по себе. На днях Президент В.Путин подписал указ о признании паспортов ДНР и ЛНР, ведь людям надо как–то жить, перемещаться, выезжать хотя бы в Россию...

Пока у жителей ЛНР/ДНР было одно приоритетное направление поездок — через линию фронта, в Украину, за пенсией, к родне, за покупками. Но фронт разделил не только людей — он разрезал металлургический комплекс и шахты, энергетику и источники воды. Вот и приходилось одновременно воевать и торговать. Тепловозы давали гудок — и затихала перестрелка, чтобы составы с добытым в шахтах ДНР углем для электростанций в Украине могли проследовать по маршруту... Чтобы починить оборванные обстрелами ЛЭП, по которым электроэнергия шла из Украины в ДНР, объявляли перемирие... Таковы реалии этой войны.

Но они тоже не по нраву многим украинцам. И в годовщину событий Майдан снова был в центре внимания — на него вышли ветераны добровольческих батальонов АТО, протестующие против «торговли с врагом». Снова кипели страсти, снова стычки с полицией, опять появились пострадавшие — правда, обошлось разбитыми носами и ссадинами. Ранее, в конце января, протестовавшие заблокировали железные дороги в зоне АТО, не пропускали составы с углем. Итог предсказуем: его запасы на украинских ТЭЦ резко снизились, в Украине пришлось прибегнуть к веерному отключению электричества. В армии подобное называют самострелом...

Неужели протестующие не могли предвидеть такого развития событий? Быть может, реальные цели у них все же иные? В украинских медиа есть несколько объяснений подоплеки этого протеста — от банального передела контроля за контрабандой угля через линию фронта до раскачивания обстановки, чтобы инициировать внеочередные выборы в Верховную раду.

Так что в весну стороны вступают настороженными и не готовыми к разумным компромиссам...

Михаил ГОВОРЕНЬ.

Советская Белоруссия № 35 (25170). Вторник, 21 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter