Бояться стеклянной тары не нужно

Стеклом воду не испортишь

ru.depositphotos.com
«Бизнесу не стоит беспокоиться из-за стеклянной упаковки, — заверил первый заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Игорь Шустов предпринимателей. — Уверяю: ни о каких ограничениях и запретах речи не идет в принципе. Мы не можем ограничивать потребителя в выборе». Между тем он отметил: вопросы увеличения выпуска продукции в стеклянной таре прорабатываются. Вопрос-то оказался не таким простым и однозначным. 

Заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец: «МАРТ — сторонник не простых решений, а глубокого анализа. Вырабатываем стимулы для того, чтобы увеличивать использование стеклянной тары». Оба эксперта заверили: ни производители, ни потребители не пострадают. 

Игорь Шустов раскрыл механику реализации проекта. В Беларуси три предприятия разливают воду в стекло: Малиновщизненский спиртоводочный завод «Аквадив», Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье» и государственное предприятие «Беларусьторг» (торговая марка «Боровая»). В прошлом году они выпустили почти 2,9 млн бутылок. А рынок потребляет около 5,6 млн бутылок в год. По стеклу оборудование у наших производителей загружено на 5—10 процентов. На нем без напряжения, со всеми регламентными ремонтами и остановками, в полторы смены, заверил Игорь Шустов, можно выпускать 25 млн бутылок в год. В целом же, по его словам, в стране разливается примерно 210 млн литров питьевой и минеральной воды, а потребляется 320—350 млн литров. Словом, задача ближайших лет — попытаться дозагрузить уже имеющиеся мощности розлива в стекло. В целом же на какую упаковку ориентироваться — дело концептуальных решений. И надо взвешивать все многочисленные за и против. В любом случае принципиальное изменение структуры упаковки — процесс очень постепенный и длительный. Может не на одну пятилетку растянуться. 

Игорь Шустов объяснил: не стоит питать иллюзий — сейчас вода в стекле воспринимается как премиумный продукт, имиджевый. Основные его потребители — рестораны, гостиницы, организаторы деловых мероприятий… В рознице товар не очень ходовой: цена кусается. Ключевая задача для увеличения объема продаж — если не уравнять, то приблизить вплотную стоимость товара на полке в ПЭТ и стекле. В этом вопросе еще есть над чем поработать. Прежде всего отечественным стекольщикам. 

Чего греха таить, по бутылке для воды они пока не на высоте по сравнению с теми же российскими производителями. Поэтому наши производственники нередко льют свои напитки в импортную тару. Но резервы у наших компаний есть. Цену можно сбить и благодаря увеличению объемов производства, и тщательной работе над себестоимостью, и освоению той же облегченной бутылки, давно выпускаемой соседями. Другой вопрос, что стоимость пластиковой и стеклянной тары не может сравняться даже по причине разной своей физической природы. 

Поэтому для продвижения на рынке последней, не скрывают и Иван Вежновец, и Игорь Шустов, потребуются определенные стимулы. Какие? Пока идет обсуждение. Но специалисты заверяют: никаких насильственных мер не ожидается. Как и субсидирования. Подогревать интерес к стеклянной таре планируется исключительно экономическими методами и просветительско-информационными. Каких-то карательных выпадов в сторону других видов тары пока не предвидится. Принципиальная позиция МАРТ: питьевая и минеральная вода не должны подорожать. Все-таки это уже значимые товары, поэтому интересы потребителей стоят во главе угла. Так что бояться стекла никому не нужно. Не порежет. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter