Ставка на современные технологии

Она позволяет  РУП  «Спецжелезобетон»  выполнять  заказы  на  высоком  технологическом  уровне

Она позволяет  РУП  «Спецжелезобетон»  выполнять  заказы  на  высоком  технологическом  уровне

Недавно из погрузочного цеха РУП «Спецжелезобетон» в Микашевичах ушла сцепка из четырех вагонов, в каждом из которых было уложено
по четыре железобетонные трубы двухметрового диаметра. Великаны покатились по рельсам в столицу Азербайджана, куда в этом году предприятие уже отправило 250 таких груженых вагонов, выполнив заказ коммунальщиков Баку на сумму около 780 000 евро. 

В азербайджанской столице микашевичские трубы заменят старую канализацию, начавшую приходить в негодность. Почему бакинцы предпочли железобетонные трубы из далекого полесского городка другим, более современным, коммуникационным материалам из металла и пластика, которые и производятся поближе? Потому что бетонные водопроводы до сих пор считаются самыми приемлемыми по экологическим и антикоррозийным параметрам. Как показали те же древние коммуникации в Баку, прослужившие людям более полутора веков, они долговечны и надежны. К тому же их цена, даже при больших транспортных расходах, в несколько раз меньше той, по которой предлагаются сегодня трубы из других материалов. 

В  восьмидесятых годах минувшего века подобные поставки из Микашевичей в разные концы СССР были не редкостью. По своему профилю и технологическому уровню предприятие было уникальным и появилось здесь не случайно. Рядом – гигантский карьер и мощнейший комбинат по производству щебня – одного из основных сырьевых компонентов. А к юго-западу и юго-востоку простираются полесские просторы, куда пришла мелиорация, требовавшая для воды сотни километров «усмирительных рубашек» из железобетона. Нужны они были и для иных хозяйственных целей как на Полесье, так и в других регионах северо-западной части большой страны, которую обеспечивало своей продукцией  микашевичское предприятие. К середине восьмидесятых годов оно вышло на проектную мощность по производству в год более шестидесяти тысяч кубов железобетонных труб разных диаметров. 

Но в начале девяностых прошлого века кривая производственных объемов стала резко падать, достигнув в 1996 году критической отметки в 7 тысяч кубометров. Трубы оказались ненужными ни в мелиорации, ни в других отраслях некогда единого народного хозяйства, расколотого национальными границами. Но микашевичский завод во главе с директором Василием Басевичем не собирался сдаваться. Уж слишком большие жизненные ставки сделали на него люди, приехавшие сюда со всего СССР и построившие комбинат. Пока спрос на трубы падал, предприятие, переживая невероятные трудности, нашло новую рыночную  нишу, освоив производство бетонных шпал для белорусской железной дороги. В 1995 году их сделали всего лишь 13 тысяч, а в нынешнем только за десять месяцев отгрузили отечественной железной дороге более 220 тысяч шпал. 

Конец минувшего века ознаменовался для улиц больших и малых городов Беларуси началом  плиточного преображения. Спрос на тротуарную и бордюрную плитку привел к тому, что изготавливать ее, порой в ущерб качеству, стали не только специализирующиеся на стройматериалах предприятия, но и все, кому не лень. Заявил о себе на этом стихийно развивающемся рынке и микашевичский завод. При этом сделал ставку не на сиюминутную выгоду, а на современные технологии, опережающие существующие производства по качеству, дизайну, себестоимости. В 1994 году предприятие выпустило первые пятьсот кубометров плитки и стало стремительно наращивать ее объемы, тесня многочисленных, но маломощных конкурентов, так и не сумевших противостоять микашевичскому напору. В прошлом году «Спецжелезобетон» выпустил около 17 тысяч кубов высококачественной плитки, украсившей улицы Минска, Бреста, Бобруйска и других городов республики. 

А тем временем нарастала потребность в трубах, которые вновь стали востребованными. РУП «Спецжелезобетон», работающее сегодня под фирменным брендом «МИКАБЕТ», оказалось готовым удовлетворять этот спрос на самом высоком технологическом уровне. Сегодня здесь производят трубы диаметром от тридцати сантиметров до двух метров. В ближайшее время планируется выпуск изделий диаметром два с половиной метра. «Спецжелезобетон» постоянно вкладывает средства в  производство и развивает его в соответствии с нынешними технологическими и экономическими требованиями времени. Высокопрочная арматура – единственный импортный сырьевой компонент, используемый в микашевичском производстве наряду с отечественным щебнем и цементом. Чтобы избежать зависимости от него, на предприятии, осваивая новые технологии, наращивают выпуск изделий, для которых годится и арматурный материал Жлобинского металлургического комбината. В Микашевичах  делают высокопрочные трубы, глубина залегания которых может достигать 16 метров. Такая способность нужна для повышения надежности и безопасности  магистральных коммуникаций. Они не мешают при этом работе и текущему ремонту других, более мелких, лежащих в верхних слоях земли. Сегодня такие водопроводы на глубине 12 метров на бетонных подошвах прокладываются в столичном микрорайоне Дружба. А на строительстве уникального гребного канала в Бресте для микашевичских труб хватило шестиметровой глубины. Кстати, их надежность определяется не только высокой маркой применяемого бетона. На предприятии освоены технологии выпуска труб с полиэтиленовым покрытием внутри, что обезопасит их при контакте с активными производственными и канализационными стоками. Прочность швов на стыках достигается за счет применения резиновых муфт отечественного производства. 

Для Минска да и других белорусских городов актуален бестраншейный метод прокладки трубопроводов. Он заключается в том, что пространство для них, словно крот, освобождает под землей специальная машина, выбрасывающая выбранную почву, вместо которой одна за другой на глубину заталкиваются трубы. Такой способ позволяет заменять в городах вышедшие из строя коммуникации, не превращая при этом улицу в гигантскую открытую траншею. Трубы для такой прокладки «Спецжелезобетон» начнет выпускать уже в будущем году. 

А в этом пока закуплено оборудование для линии, которая будет представлять  качественно новый уровень производства. Вибрационный метод уплотнения бетона на ней заменит работу грохочущих прессов, что позволит привести в соответствие с современными санитарными нормами условия работы в некоторых цехах, где уровень шума превышает порой сто децибел. Конечно, у этой линии будет и немало преимуществ экономического характера. Энергосберегающее производство позволит сократить число рабочих рук на этом участке, а также уменьшить количество расходуемого цемента. 

Последняя отличительная черта нового оборудования для «Спецжелезобетона» особенно актуальна. Из-за нехватки цемента предприятие попало в нашей стране в разряд уникальнейших. Выпустив в минувшем году 77 231 куб бетонных изделий и значительно превысив пиковый уровень, достигнутый в советское время, сегодня оно не в состоянии выполнить все поступающие заказы. 

При имеющемся спросе на продукцию предприятия как в республике, так и на внешнем рынке сдерживающим фактором стало ограничение поставок цемента. По этой причине не в полной мере используются имеющиеся технические возможности завода. Порой новое высокопроизводительное оборудование загружено не на полную мощность. И тем не менее коллектив завода в будущее смотрит с оптимизмом – в ближайшей перспективе в республике планируется увеличение мощностей для производства цемента. 

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter