Ставка на равенство ломает стереотипы

В Минске обсудили вопросы обеспечения гендерного равенства

Гендерный вопрос признан в мире платформой для достижения 8 главных целей тысячелетия. Ликвидация голода, нищеты, особо опасных заболеваний — здесь, уверены эксперты, равные права вне зависимости от пола играют одну из ключевых ролей. Со своей стороны наша страна подписала все международные документы по обеспечению гендерного равенства и уже почти 20 лет, как и более чем 100 государств, делает к тому конкретные шаги. Полным ходом идет работа уже по четвертому Национальному плану действий. Чего удалось добиться и есть ли пробелы в нашем законодательстве, которое специалисты определяют как «гендерно нейтральное»? Это и стало темой обсуждения на международном круглом столе, собравшем в Минске свыше 80 экспертов, в том числе представителей ООН и ЮНФПА.

По мнению министра труда и социальной защиты Марианны Щеткиной (на снимке), уже можно говорить о значительном прорыве, но важно и учитывать, что каждая страна избирает свой путь с учетом множества факторов: «Да, шаги не семимильные, но в любом деле главное — двигаться в правильном направлении. Скажем, за последние 5 лет занятость женщин в органах исполнительной власти увеличилась как в абсолютном, так и в относительном выражении. Женщины — государственные служащие всех уровней управления составляют сегодня 55 процентов. В Национальном собрании — 28,9 процента женщин-депутатов. А, допустим, за прошлый год из тех, кто получил субсидии для организации предпринимательской, ремесленной деятельности или по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, доля наших соотечественниц составила 34,8 процента». И все же эксперты указывают на гендерный дисбаланс в некоторых сферах, прежде всего при приеме на работу и равной оплате за равный труд. Цифры достаточно красноречивы. Женщин среди работающих — 54 процента, но их средняя зарплата в прошлом году составляла лишь 74,5 процента от доходов мужчин. Марианна Щеткина связывает это с тем, что женская стезя по-прежнему образование, здравоохранение, социальная работа и т.д., в общем, сферы, безусловно, важные, но не самые высокооплачиваемые. Схожая ситуация, к слову, сложилась в странах СНГ. Даже в Великобритании и Австрии, по данным Кембриджского университета, мужчины обгоняют женщин по доходам в среднем на 21,1 процента. А потому миру нужно искать общие рычаги воздействия. «Гендерное равенство — это ресурс модернизации общества», — уверена Марианна Щеткина. Вопрос только в том, готово ли общество это признать?

Показательна здесь такая болевая точка, как неравенство при приеме на работу. Статья 14 Кодекса о труде на стороне женщины, признает пресс-секретарь Верховного Суда Мария Лапо, но на практике еще не было случая, чтобы кто-нибудь в суде отстаивал свои трудовые права, ссылаясь на дискриминацию по гендерному признаку. Механически корректировать законодательство, принимая все новые и новые документы? Начальник отдела конституционного права Национального центра законодательства и правовых исследований Николай Саванович не считает это выходом: с одной стороны, большинство положений и норм уже предусмотрены, с другой — слишком довлеют над обществом стереотипы. Ведь сами женщины как бы принимают «распределение ролей», развязывая тем самым нанимателю руки. А вот с чем в ближайшее время намерены разобраться раз и навсегда, так это с дискриминацией при приеме на работу по возрасту и по месту жительства. Скоро во втором чтении депутаты рассмотрят проект нового закона.

«Беларусь, конечно, должна опираться на мировой опыт в решении гендерных вопросов. При этом всегда может рассчитывать на нашу поддержку. И все же у нее свой путь, — считает представитель ООН в Беларуси Санака Самарасинха (на снимке). — Но вы — страна, полная разумных и полезных инициатив. Остается преодолеть стереотипы и как можно больше заинтересовывать самих мужчин в стремлении к равенству». Одна из таких инициатив, которая наконец воплотилась у нас на практике несколько месяцев назад, — поправки в КоАП, поставившие заслон насилию в семье. Теперь домашним мучителям и скандалистам грозят уже административная ответственность, немалый штраф (а раньше такие дела вообще не доходили до суда). И это должно изменить как положение дел, так и настроения в обществе. Действительно, куда годится, если, по данным Белстата, 4 процента и мужчин, и, обратите внимание, женщин считают вправе применить силу во время семейных ссор? А четыре из пяти наших соотечественниц признают, что сталкивались дома с психологическим давлением. Особенно страдают белоруски 40—49 лет, с неполным средним либо средним образованием, из сельской местности. В том числе поэтому у нас в последние годы динамично развивается сеть «кризисных комнат». Их уже 63. Они, впрочем, становятся прибежищем и для жертв торговли людьми — той язвы современного мира, борьбу с которой Беларусь провозгласила одной из первых.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter