Нацбанк прогнозирует стабильность цен на потребительском рынке

Ставка на перспективу

Годовая инфляция второй месяц подряд обновляет исторические минимумы. Июньский показатель снизился до рекордных 4,1 процента, а Нацбанк констатирует стабильность на потребительском рынке. Неспешно, но уверенно и поступательно снижается и ставка рефинансирования: в конце июня ее значение упало до отметки 10 процентов. Если все пойдет так и дальше, глядишь, показатель снизится до однозначного числа. А нынешний уровень цен и стабильный валютный курс вселяют в экспертов осторожный оптимизм. 

Замедление годовых темпов роста потребительских цен в июне обусловлено снижением цен на плодоовощную продукцию в годовом выражении.

Комментируя июньское снижение СР, в Нацбанке обратили внимание: инфляция замедляется, а прогноз развития ситуации в экономике и внешней торговле указывает на то, что формируемые денежно-кредитные условия удержат инфляцию на запланированном уровне не выше 6 процентов. Действительно, поводы для оптимизма есть. Макроэкономическая стабилизация подпитывает даже добровольную дедоларизацию: в банковских портфелях растет доля рублевых депозитов. 

Стоит ли темп снижения СР сейчас считать каким-то аномальным? Ведь какое-то время назад за показателем пристально следили в контексте привязки к нему процентов по вкладам и кредитам. Сегодня финансисты видят такую тенденцию: те продукты, процент по которым четко привязан к СР, безусловно, будут дешеветь. А вот новые предложения на кредитно-депозитном рынке вряд ли станут пропорционально снижаться. Скорее напротив: сейчас наблюдается даже некоторый их рост. Это связано с тем, что уровень процентов ориентируется не на ставку рефинансирования, а на уровень спроса и предложения денег на рынке, а также риски. Сегодня на рынок в большей степени оказывают давление проблемные долги, нежели другие рыночные факторы. 

Нередко можно услышать мнение, что виноваты в этом и сами белорусы, которые за последний год набрали рекордное количество кредитов. Однако финансисты успокаивают: проблемная задолженность физлиц опасений не вызывает — ее доля не достигает даже одного процента. При этом доля таких долгов у частных компаний — около 4,5 процента, а у госпредприятий — более 7 процентов общего портфеля. Ранее в отчете Нацбанк обращал внимание, что проблемная задолженность предприятий несет определенный риск для финансовой стабильности. Решить эту проблему попытаются и с помощью Указа № 200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств», который, кстати, возможно, подтолкнет и к оживлению на вторичном финансовом рынке. 

В то же время постепенный рост ставок по кредитам и депозитам — вынужденный шаг банков, которым регулятор в прошлом году предусмотрительно несколько раз повышал норматив отчислений в фонд обязательных резервов. При этом профицит ликвидности — «лишние» деньги в банковской системе, который сохранялся несколько лет, с конца 2017-го буквально сошел на нет. Периодически банковская система сталкивается и с некоторым дефицитом ликвидности, который и приводит к росту процентных ставок. Весь этот процесс охлаждает кредитный пыл, и, по мнению аналитиков, СР продолжит снижаться и дальше на фоне роста процентов по кредитам и депозитам. 

По мнению финансового консультанта «ТелетрейдБел» Михаила Грачева, снижение СР с шагом в пол процентного пункта для Нацбанка вполне комфортное. Это демонстрация уверенности Нацбанка в завтрашнем дне и вера в низкую инфляцию. Более того, эксперт полагает, что к августу—сентябрю есть все шансы получить новое рекордное значение инфляции. К концу года, когда наблюдается традиционное повышение цен, можно реально выйти на 4,8—5 процентов. После чего не исключено, что впервые в истории ставка рефинансирования опустится до единичного значения и зафиксируется на уровне 9—9,5 процента. Эксперты единодушны — в течение ближайшего года эти цифры вполне реальны. 

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter