«Указ сыграет однозначно прогрессивную роль»: для холдингов страны определены новые правила игры. Детали раскрыл заместитель министра экономики Сергей Митянский

Ставка на эффективность


Холдинги в нашей стране давно стали вполне привычной формой хозяйствования. Другой вопрос, что их функционирование вызывало ряд критических и обоснованных замечаний. Недавно был подписан Указ № 385 «О создании и деятельности холдингов», который обновляет правила игры для таких форм хозяйствования. О целях и ключевых нововведениях, которые прописаны в этом документе, «Р» рассказал заместитель министра экономики Сергей Митянский.

Системный документ

— Сергей Витальевич, в каких целях принимался Указ № 385 «О создании и деятельности холдингов»? Какие противоречия в нормативно-правовой базе устранит этот документ?

— Работа над проектом Указа «О создании и деятельности холдингов» началась в 2017 году. Министерство экономики инициировало ее самостоятельно. При этом мы исходили из необходимости найти принципиально новые решения экономического и организационно-управленческого характера, реализация которых привела бы к росту эффективности функционирования холдингов. Для этого проанализировали большой пласт действующего законодательства и, разумеется, практику применения Указа Президента № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь». Собрали и тщательно проработали предложения непосредственных правоприменителей, иными словами — участников холдинговых отношений. 

В итоге получился системный и рамочный документ, определивший новые правила игры для холдингов. В нем мы предложили дополнительный набор мер для дальнейшего повышения привлекательности этой прогрессивной формы корпоративных отношений у нас в стране. Для простоты понимания стимулы можно условно сгруппировать по двум блокам. 

Первый — расширение хозяйственных прав участников холдинга. Например, совместно участвовать в процедурах закупок, представлять интересы участников холдинга в судах по делам этих участников, оказывать юридические услуги без наличия лицензии, совместно пользоваться преференциями в сфере управления госимуществом и так далее. 

Второй блок касается финансовых вопросов. Отдельные положения Указа № 660 уже предоставляли управляющим компаниям холдингов инструменты консолидации капитала и средств производства. Я имею в виду централизованные фонды и возможность безвозмездной передачи имущества от одного участника холдинга другому. Данные нормы перешли в Указ № 385. При этом дополнительно мы предусмотрели новые возможности. Так, деньги из общего кошелька разрешено использовать на погашение займов, кредитов, обязательств по аккредитиву, лизингу и факторингу участника холдинга. С 36 до 6 месяцев снижен срок обязательного использования безвозмездно полученного имущества от другого компаньона по холдингу. Более того, принимающая сторона получила право передать за пределы холдинга такое имущество, но не ранее чем через два года. Этими преференциями список не ограничивается. Мы рассчитываем, что уже в среднесрочной перспективе проявится положительный эффект от нашей инициативы.


Минский тракторный завод — один из самых стабильных белорусских промышленных холдингов.

План, прогноз, стратегия

— Насколько новый указ дебюрократизирует и оптимизирует процесс планирования и управления холдингами? 

— Прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу сразу подчеркнуть, что холдинги могут быть как частные, так и с участием государства. Указ № 385, как говорилось ранее, регулирует среду в целом. Но частные холдинги были и остаются самостоятельными как в горизонте планирования бизнеса, так и в его формах: план, прогноз, стратегия. Соответственно, едва ли уместно в принципе вести речь о дебюрократизации бизнес-процессов частных структур. Вероятно, вы имели в виду обязанность коммерческих организаций с долей государства разрабатывать пятилетние прогнозы развития и годовые бизнес-планы.

В этой части указ действительно сыграет однозначно прогрессивную роль. Передача как полномочий по доведению ключевых показателей эффективности работы руководителям дочерних компаний, а также согласованию утвержденных прогнозов развития этих организаций, так и ответственности за их выполнение на уровень управляющих компаний полностью обоснована наличием у них соответствующих компетенций. Одновременно мы создаем условия, при которых отраслевые министерства и ведомства смогли бы сосредоточиться на функциях регулятора за счет освобождения от необходимости сопровождать процессы планирования текущей работы подведомственных холдингов.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter