Статус узника еще надо доказать? Каждый из малолетних узников, прошедших систему концлагерей под общим названием “Озаричи” и оставшихся в живых, до сего времени несет в своем сердце большую человеческую боль.

 

 

Это далеко не пройденный этап, и о злодеяниях нацистов стоит говорить снова и снова. К сожалению, бывшие узники до сих пор вынуждены доказывать тот факт, что они прошли концлагерь. А все потому, что в 1944 году “Озаричам” был присвоен статус “лагерь (смерти) уничтожения на переднем крае немецкой обороны”. Таким образом он выпал из ряда германских концлагерей группы А, которые известны всему миру. Между тем испытания, выпавшие на долю узников “Озаричей”, ничуть не меньше, чем у переживших Дахау, Треблинку, Маутхаузен, Майданек, Освенцим.
Ведь главной целью фашистского командования была задача во что бы то ни стало сдержать наступление советской армии, и узникам концлагеря здесь отводилась роль настоящего “живого щита”. Кроме того, они использовались как источник распространения сыпного тифа и других заразных болезней. Немецкие власти преднамеренно размещали больных вместе со здоровыми людьми, заключенными в концлагеря у переднего края своей обороны. В лагерях был установлен режим, рассчитанный на истребление людей и голодную смерть.
Каждый год из всех уголков Беларуси съезжаются к местам озаричских концлагерей бывшие их узники, чтобы отдать дань памяти погибшим, чтобы помолиться о них и  встретиться с живыми свидетелями тех событий.

Георгий Иванович КОВАЛЬЧУК,  бывший малолетний узник концлагеря “Озаричи”

P.S. Как пояснил председатель Белорусского республиканского фонда “Взаимопонимание и примирение” Валентин Герасимов, в 1944 году решением Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний фашистов на белорусской земле, которая заседала в Минске, “Озаричам” был присвоен статус “лагерь (смерти) уничтожения на переднем крае немецкой обороны”. Затем списки узников различных фашистских лагерей были переданы немецкой стороне, и она уже самостоятельно решала, в каком размере выплачивать пострадавшим от нацизма людям денежные компенсации. Так, узникам концлагерей было выплачено по 15 тысяч марок, а заключенным лагерей смерти — всего лишь по 5 тысяч. Известно, что сегодня Министерство юстиции Беларуси ведет переговоры с германскими властями, чтобы “Озаричи” были включены в перечень концлагерей. Будем надеяться, что стороны придут к соглашению.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter