Стать в строй!

Новое пополнение внутренних войск приняло Военную присягу...

Новое пополнение внутренних войск приняло Военную присягу. За плечами вчерашних школьников и студентов месяц учебного сбора. Теперь они — полноправные бойцы различных подразделений внутренних войск. Им предстоит нести боевую вахту — патрулировать улицы, задерживать правонарушителей, конвоировать находящихся под стражей преступников — наравне с теми, кто уже прослужил год — полтора. Готовы ли ребята к этому? Что им дал «курс молодого бойца»? Как изменились всего за месяц прошедшие его парни? Корреспондент «СБ», побывавший в учебном центре «Воловщина» незадолго до присяги новобранцев в/ч 5448, вернулся туда снова и встретился с возмужавшими и многому научившимися солдатами.


...Всего две недели назад было смешно смотреть, как они маршируют. Колонны и шеренги больше походили на толпы: каждый второй то и дело сбивался с шага, наступал соседу на ноги, руки парней в мешковато сидящей форме болтались в разные стороны. Сегодня бойцы уверенно держат строй. На лицах при этом еще заметно напряжение, но носки берцев уже отрываются от земли так синхронно, будто их старательно тянут не 300 пар ног, а один точно отстроенный механизм. Автоматы плотно прижаты к груди, равнение четко на трибуну с командующим, подбородки бодро приподняты — орлы! Даже когда солдаты уже произнесли слова присяги и в пятиминутном перерыве для поздравлений разбежались обниматься с друзьями и родственниками, а после прозвучала команда строиться, чтобы сдать оружие, ни один не задержался больше чем на считанные секунды. Несколько четких, раскатистых слов командира — и на плац словно обрушилась зеленая лавина, превратившись через мгновение в роты и взводы, каждый на своем месте. Да что говорить, если из новобранцев даже сформировали сводный взвод, который порадовал гостей небольшим плац–концертом. Всего за месяц ребята освоили элементы, которые использует рота почетного караула.


Интересно, что думают о завершившемся учебном сборе сами новобранцы? Нахожу в строю знакомые лица. Вот стрелок 1–й учебной роты Александр Сыч. В прошлый мой приезд он признавался, что самым сложным из «тягот и лишений» для него было оставить молодую жену. Сейчас супруга вся в слезах от волнения прижалась к его плечу, а солдат с улыбкой утешает ее: мол, что же ты плачешь, все хорошо.


— Она женщина, ей тяжелее, — рассуждает потом Саша. — Мне каково? Нормально, привык. Вообще, у всех нас больше стало самодисциплины. Заметил, что из лексикона почти пропали гражданские слова. «Так точно», «есть» чаще употребляем, чем обычное «да». А еще, когда мы сюда пришли, общались как–то кучками, кто из какого города, из какого военкомата призывался, а теперь стали именно взводом, коллективом. Хоть многим и предстоит служить в разных подразделениях, все равно будем общаться. Уже адресами, телефонами обменялись.


Дальнейшая служба рядового Сыча не пугает. С высшим образованием ему осталось служить меньше года, и время, уверен Александр, пролетит быстро. Единственное, он надеется, что командиры пойдут навстречу и как человеку семейному будут почаще предоставлять увольнения. С оптимизмом смотрит в будущее и другой стрелок 1–й учебной роты, Андрей Хмельницкий. С 8–го класса парень хотел попасть в спецназ, и вот мечта сбылась. Он не скрывает гордости:


— Из наших (на учебном сборе в «Воловщине» было около 300 новобранцев. — А.П.) всего 19 человек прошли отбор в 1–ю роту спецназа. Трое собираются попробовать себя в испытаниях на право ношения крапового берета.


— Но краповый берет от обязанности изучать устав не освобождает. Помнится, самым тяжелым в службе ты еще недавно считал то, что приходится много всего учить, переваривать большое количество информации.


— Да мы уже все определения запомнили, даже обязанности дневального наизусть выучили, — улыбается будущий спецназовец. — Вообще, это когда только пришли, у большинства «глаза квадратные» были. Сейчас уже нормально все воспринимается. И к питанию я наконец привык, а то ел поначалу только чай с булочками.


В общем, как и обещал начальник учебного сбора в/ч 5448 полковник Александр Станчук, за месяц ребята превратились если и не в крутых рейнджеров, то, по крайней мере, в солдат, готовых к боевой службе. Заметил это, расставаясь со своими подопечными, от которых все это время не отходил ни на шаг, и командир взвода старший лейтенант Денис Зарецкий:


— Казалось бы, прошел всего месяц, но то, какими ребята сюда пришли и какими сейчас уходят служить дальше, — это небо и земля. А вот различия между 18–летними пацанами, попавшими в армию сразу после школы, и взрослыми молодыми людьми после университетов, о которых мы в прошлый раз говорили, наоборот, стерлись. Те, кто помоложе, стали более самостоятельными, а кто постарше, поняли, что пусть сержанту и 19 лет, зато в военном деле у него опыта побольше. Вообще, все они стали мудрее.


Эта особенная воинская мудрость и помогает вчерашним мальчишкам не просто механически прочитать с листа текст присяги, а понять его и пропустить слова торжественной клятвы через сердце. После такого от нее уже никогда не отступишь.


— Текст присяги небольшой, но такой важный, — обратился к военнослужащим прибывший в «Воловщину» заместитель министра внутренних дел — командующий внутренними войсками генерал–майор Валерий Гайдукевич. — Искренне желаю вам удачи, терпения, поскорее приобрести необходимые для воинской службы навыки, надежных товарищей. Высоко и гордо несите звание военнослужащего внутренних войск!


После Валерий Владимирович лично поздравил некоторых бойцов, ответил на вопросы гостей, пообщался с отцами и матерями.


— В такие моменты вспоминаю юность, когда сам принимал присягу, — поделился впечатлениями командующий. — Для молодого человека — это одно из самых значимых событий. И вообще, армия для мужчины — первая ступень в самостоятельную жизнь.


Кстати, шаг на эту ступеньку через службу именно во внутренних войсках все больше парней делают осознанно. Многие собираются в дальнейшем связать судьбу со службой в силовых структурах. А защита общественного порядка — дело, в котором случайных людей быть не должно. Потому и отбор в ВВ МВД становится все серьезнее, применяется индивидуальный подход. Так, кроме традиционных критериев (состояние здоровья, физподготовка, отсутствие проблем с законом и желание служить), будущие рядовые и сержанты должны пройти дополнительный психологический тест.


Кстати, Валерий Гайдукевич заметил, что, даже если человек привлекался к административной ответственности, шанс попасть во внутренние войска у него все же есть. Ведь одно дело, если он периодически пьянствовал и хулиганил, и совсем другое, если где–нибудь на сельской дискотеке вступился за друга и поколотил обидчиков. Такие парни, а–ля Данила Багров из знаменитого фильма, в армии, наоборот, нужны. Для командиров и сослуживцев важна ведь не только исполнительность, но и честность, смелость, готовность подставить другу плечо. Пусть об этом прямо не говорится в коротком тексте присяги, но слова «достойно исполнять воинский долг» подразумевают многое.

 

Фото Андрея Ярошевича.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter