Стать президентским стипендиатом можно даже в тринадцать лет

Вот уже 16-й год подряд в нашей стране работают специальные фонды Президента по социальной поддержке талантливой молодежи, а также одаренных учащихся и студентов.

Вот уже 16-й год подряд в нашей стране работают специальные фонды Президента по социальной поддержке талантливой молодежи, а также одаренных учащихся и студентов. В свое время стипендию фонда получали многие известные белорусы – к примеру, бывший студент Белорусской академии музыки, а ныне знаменитый дирижер Виктор Бабарыкин: по его признанию, немалые по тем временам деньги он потратил на концертные туфли. А как распоряжаются своими наградами современные стипендиаты? Это попытались выяснить корреспонденты «Знаменки».

 


«Я мало что в жизни умею. Раз уж сложилось с наукой, ее не брошу»


Евгений хоть и уделяет науке много времени, у него всегда находится часок на общение с друзьямиТак шутит стипендиат фонда по поддержке одаренных учащихся и студентов магистрант Белгосуниверситета Евгений Глинский.


Несмотря на схожую фамилию с композитором Глинкой, музыкантом юноша не стал. Со второго курса истфака парень заболел средневековьем в Беларуси. Уже с этого времени он начал трудиться над научной работой, которая впоследствии стала его дипломной. Студент работал над проблемой «Осмысления прошлого в общественной мысли ВКЛ XV-XVI веков».


– Тема, конечно, не новая. Чтобы не повторяться, мне пришлось искать новые подходы, применять новые методы и взгляды, – рассказал магистрант, – в отличие от других историков я интересуюсь не столько историческими свидетельствами эпохи, а пытаюсь найти героя того времени.


Окончив университет с красным дипломом и став стипендиатом президентского фонда, молодой человек с наукой не расстался – поступил в магистратуру. Чтобы работать можно было и дома, и в дороге, и в университете, престижную стипендию он потратил на нетбук.


Сейчас без одной минуты аспирант БГУ на каникулах. Путешествиям в далекие Турцию и Египет парень предпочитает поездки по Беларуси, Литве, Польше.


– Мне интересно бывать в древних белорусских городах, а также в тех странах, с которыми у нас одно историческое прошлое, – рассказал юноша. – Города с историей вдохновляют меня на исследования. Я мало что в жизни умею. Раз уж сложилось с наукой, ее не брошу.

 


«На стипендию заказал себе деловой костюм»


Опыт участия в избирательной кампании у парня уже есть: на прошлых выборах в местные Советы он был наблюдателемСтудент юридического факультета Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Алексей Шишикин на днях вернулся из Калужской области, где проходил международный форум «Содружество-2012».


Общение с коллегами-сверстниками, учеба и семинары – даже на каникулах руководителю студенческого совета не до отдыха. Неудивительно, что талантливого парня заметили, он уже дважды стал лауреатом специального фонда Президента по поддержке талатливой и одаренной молодежи.


– Чтобы соответствовать своему статусу, на президентскую стипендию я заказал себе деловой косюм, – говорит юноша. – Ведь все те, что есть в продаже, на меня не садятся: то рукава короткие, то плечи спадают.


Президентская награда – не единственное, чем в университете известен Алексей. Пятикурсник неоднократно побеждал в республиканских юридических олимпиадах, чем и выводил в фавориты команду своей alma mater. Кроме того, он создал факультетскую газету с забавным названием «ЮриКИ». Сегодня он, ее редактор, формирует новый состав штата, чтобы в следующем году со спокойной душой можно было оставить свое детище. Юноше не терпится применять на практике знания, приобретенные на факультете. Занимаясь в cтуденческой научно-практической лаборатории «Юридическая клиника», Алексей многим помог решить сложные юридические вопросы. Кроме того, вместе с другими студентами он дает письменные консультации осужденным женской колонии № 4.


Спросите, хватает ли у него на это знаний? За четыре года обучения Алексей успел собрать такой багаж, который многим и не снился. Юноша уже имеет несколько научных публикаций, принимает участие в научных конференциях, постоянно занимается саморазвитием. В прошлом году, например, увлекся ораторским мастерством и участвовал в конкурсе «Цицероний-2011».


До начала учебного года осталось совсем немного времени, его Алесей планирует посвятить семье и самообразованию. А уже в сентябре совместит учебу с работой наблюдателя на парламентских выборах.

 


Игра в «города» – вместо зубрежки


Исследовательская работа так вдохновила семиклассницу Лизу, что она всерьез подумывает о научной карьереЛиза Ефимчик – самая обычная семиклассница, которая носит футболки с вышитыми на них котами, хорошо катается на роликах и любит глазастых мультяшек из японских аниме. Глядя на совсем еще юную школьницу, мало кто догадывается, что в свои тринадцать она уже успела стать стипендиаткой президентского фонда по поддержке талантливой молодежи.


Девочка была удостоена этого гордого звания за исследовательскую работу по французскому языку, которую она выполнила в тандеме с «коллегой» по школе – одиннадцатиклассницей солигорской гимназии № 1 Алиной Сергееней.


Удивительно, но класса до пятого «френч» интересовал девочку не больше, чем математика или, скажем, «Человек и мир». Все изменилось, когда ее учительницей стала Ольга Статкевич – желая заслужить одобрение новой преподавательницы, Лиза сама не заметила, как стала самой сильной ученицей в группе.


Через какое-то время поняв, что обычной школьной программы девочке уже недостаточно, Ольга Владимировна предложила ей попробовать себя в исследовательской работе и вместе с одиннадцатиклассницей Алиной подобрать игры, которые помогали бы школьникам легко и весело пополнять словарный запас, запоминать правила грамматики, шлифовать произношение. К примеру, одним из их ноу-хау стал французский аналог знаменитой игры в «города»: один ученик произносит на иностранном языке называние цветка (или профессии, или животного – в зависимости от того, какая тема стоит на повестке дня), а следующему нужно придумать свое, но так, чтобы оно начиналось на последнюю букву предыдущего. Тяжелее всего приходится тем, кто замыкает цепочку: от него требуется по порядку повторить все слова, которые звучали раньше. Как показывает практика, такие языковые упражнения здорово пополняют словарный запас.


Все свои образовательные новинки девочки опробовали на ребятах из Лизиной параллели и, в зависимости от того, как прошли занятия, решали, имеет ли та или иная игра право на существование. В результате все их материалы сложились в большую исследовательскую работу под названием «Игра без границ», которая заняла призовое место на республиканском конкурсе и в одночасье превратила школьниц в стипендиаток президентского фонда. «Я решила, что и дальше буду принимать участие во всех исследованиях, которые мне предложат, – делится планами Лиза. – Благодаря этой работе я еще больше полюбила французский язык и решила, что свяжу с ним свою будущую жизнь. А если повезет, даже стану ученым».

 


Кстати


Идея создания фондов Президента по социальной поддержке учащихся студентов родилась в непростое время. Тогда, в середине 1990-х годов, серьезные занятия научными исследованиями или творчеством становились все менее престижными. Ситуацию изменила целенаправленная политика поддержки науки и культуры. За последние десять лет премии и стипендии из фонда по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов получили более 10 тысяч человек, из фонда по поддержке талантливой молодежи – свыше полутора тысяч.

 


Ольга ДУБРОВСКАЯ, Варвара ЧЕРКОВСКАЯ, Татьяна ЯКИМЕНКО, фото авторов, «ЗН» 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter