Старый сруб лучше новых двух

По отношению к историческому наследию можно судить о культуре и нравственном здоровье нации...

Долго размышлял, надо ли включиться в продолжение темы, к которой обратился Владимир Степан в публикации «Новодел» в «СБ» за 9 ноября, и все же посчитал: нужно. Проблема затронута весьма важная, не терпящая отлагательства.


По отношению к историческому наследию можно судить о культуре и нравственном здоровье нации. Не зря в Варшаве и Гданьске полностью отстроили разрушенные в годы войны старые кварталы, на что ссылается В.Степан. Поэтому я поддерживаю усилия тех, кто стремится восстановить и в Минске уничтоженное в военное время. Такой «новодел» нам нужен. Пусть хотя бы таким образом город приобретет исторический аромат, который так манит туристов. Согласитесь, вполне удачно вписались в городскую среду Ратуша, гостиница «Европа», детская филармония, воссозданная по образу и подобию церкви Святого Духа.


Минску уже 944 года! Город начинался не с ослепляющих стеклянными стенами высоток или бетонных небоскребов. Он был в основном из дерева. Сохранить бы все то, что оставила целым война, и был бы город еще привлекательнее! Понимание этого пришло к городским властям. Но с опозданием.


Появись бережное отношение к наследию ранее, и сейчас можно было бы увидеть исконные очертания таинственной Немиги — древней улицы, манящие уголки которой еще помнят некоторые минчане. Но вместо старой архитектуры появилось то, что и украшением столицы язык не повернется назвать. Так что новодел новоделу рознь.


Вывод: к новому строительству и к разрушению якобы «отжившего» свой век нужно подходить с одной меркой — семь раз отмерь.


К сожалению, проблема уничтожения построек–ветеранов по–прежнему актуальна. Уже, пожалуй, только самые–самые старожилы Минска могут вспомнить деревянные кварталы улиц Толстого, Лодочной, Замковой, Соломенной, в районе «Комаровки».


Боюсь, что если такими, как сегодня, темпами будут сноситься старые образцы деревянного зодчества, то спустя несколько десятилетий доведется дать волю новоделу — восстанавливать то, что сегодня еще можно сохранить. Иначе многовековой город и на самом деле превратится в средоточие стекла и бетона.


В начале года я обращался к городским властям с предложением основать в Минске скансен — своеобразный этнографический музей деревянного зодчества, куда можно перенести наиболее интересные деревянные постройки с тех мест, которые сегодня подпадают под новые застройки. Ответ немало удивил и озадачил.


Вот о чем сообщалось из Мингорисполкома: «З мэтай захавання прыкладаў драўлянага дойлiдства на тэрыторыi сталiцы статус гiсторыка–культурнай каштоўнасцi нададзены комплексу драўлянай забудовы ў Паўночным завулку (пастанова Савета Мiнiстраў Рэспублiкi Беларусь ад 14.05.2007 г. № 578). Рэгламентамi праекта дэтальнага плана забудовы ў межах вул. Маскоўскай — вул. К.Цэткiн — вул. Кальварыйскай — чыгункi «Мiнск — Маладзечна» для тэрыторыi Паўночнага завулка прадугледжана рэканструкцыя са змяненнем параметраў выкарыстання. Рэалiзацыя дадзенага праекта пад этнаграфiчныя функцыi (музейныя экспазiцыi, майстэрнi народных рамёстваў, фальклорныя кавярнi) дазволiла б захаваць фрагмент драўлянай забудовы г. Мiнска канца ХIХ стагоддзя i стварыць прывабны турыстычны аб’ект. На сённяшнi час заказчык па рэканструкцыi тэрыторыi Паўночнага завулка не вызначаны».


Ответ дан в начале марта, сегодня уже декабрь. Все бы хорошо, но заказчика даже для памятника, внесенного в Государственный список, до сих пор нет, что уж тут вести речь о каком–то скансене... А нет заказчика — нет дела.


Минск строится, а вместе с тем исчезает его деревянное наследие. Исчезает наша история, выветривается душа древней столицы. А жаль, ибо никакой новодел из современного калиброванного бревна не заменит атмосферу столетних деревянных домиков, стены которых «намолены» не одним поколением.


Пора понять: старый сруб лучше новых двух.


Кстати, идею создания в Минске скансена и сохранения деревянных построек поддерживает директор Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук член–корреспондент НАН Александр Иванович Локотко, который исследовал не один жилой деревянный квартал в Минске и знает их ценность, что называется, изнутри.


К сожалению, Минск не единственный город, где неоправданно исчезают деревянные постройки, часто весьма уникальные. Целые кварталы деревянного зодчества, радующие глаз своей неповторимостью, архитектурной выразительностью, индивидуальным мастерством строителей, оригинальностью внутреннего обустройства, украшают до сих пор Гомель. Есть что сохранять в Бобруйске, Могилеве, Орше, Гродно, Ветке, Хойниках, Столине, Клецке, в бывших местечках Свислочь, Синявка. Не дай бог, чтобы и на эти реликты самобытной архитектуры бездумно поднялась безразличная рука сторонников стеклянных высоток.


Анатолий БУТЕВИЧ, председатель общественной наблюдательной комиссии при Министерстве культуры по охране историко–культурного наследия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter