Старый Новый год

Чем старый Новый год отличается от традиционного, привычного всем Нового года?

В ночь с 13-го на 14-го января отмечают старый Новый год — праздник, непонятный для многих иностранцев. Никто толком не может сказать, чем же старый Новый год отличается от традиционного, привычного всем Нового года? Конечно, казалось бы, дело только в расхождении дат. Однако все мы относимся к старому Новому году как к вполне самостоятельному празднику, способному продлить очарование Нового года. А может быть, впервые его почувствовать, ведь обстановка бывает разная, но в этот день праздник более спокойный, нет суеты, так свойственной празднику 1 января.

Есть две причины появления уникального Нового года — изменение даты начала года на Руси и нежелание Русской православной церкви перейти на новый стиль.

История старого Нового года

В языческие времена Новый год отмечался на Руси 22 марта — в день весеннего равноденствия, и связано это было с земледельческим циклом. С принятием христианства на Руси византийский календарь начал понемногу вытеснять старый, и теперь уже Новый год начинался
1 сентября. Долгое время еще сохранялся разнобой, и в некоторых местах Новый год продолжали отмечать весной. Только в конце XV века на Руси официально определили начало Нового года — 1 сентября.

По указу Петра I в 1699 г. Новый год был перенесен на 1 января по старому стилю, то есть на 14 января по новому стилю. После революции в 1918 г. большевики «упразднили» еще 13 дней в году, которые составляли разницу между нашим летоисчислением и европейским.

Так образовались два празднования Нового года — по новому и старому стилю.

Церковь — про старый Новый год

Обычай встречать старый Новый год в ночь с 13-го на 14 января связан с тем, что Русская православная церковь продолжает встречать и Новый год, и Рождество Христово по юлианскому календарю, разнящемуся пока с общепринятым григорианским календарем на 13 дней. Но уже с
1 марта 2100 года эта разница составит 14 дней. С 2101 года Рождество и старый Новый год будут отмечаться на день позже.

Заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Русская православная церковь пока не намерена вносить коррективы в свой календарь. «Действительно, разница между юлианским и григорианским календарями увеличивается на один день каждые 100 лет, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем. И если Господь позволит существовать этому миру еще 100 лет, тогда православные будут праздновать Рождество 8 января, а старый Новый год встречать в ночь с 14-го на 15-е», — сообщил Чаплин.

По его словам, не следует придавать большого значения календарным различиям. «Григорианский календарь тоже не вполне точен, поэтому Русская православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарем», — пояснил Чаплин.

«Если и может быть найдено согласие в календарных спорах, то только после разработки нового, абсолютно точного календаря», — заключил представитель Московского патриархата.

Для многих верующих людей старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста, во время Святочных гуляний.

Мнения ученых про старый Новый год

Старый Новый год — ненаучная дата, считают астрономы. Однако и действующий календарь не является идеальным, считают специалисты Астрономо-геодезического общества России. По их утверждению, строгая механика движения планет заставляет людей вносить изменения в летоисчисление. Юлианский календарь, действовавший до 1918 года, на 13 суток отстает от григорианского, по которому живет Европа. Дело в том, что Земля оборачивается вокруг своей оси не ровно за 24 часа. Дополнительные к этому времени секунды, постепенно набегая, складываются в дни. К началу XX столетия они превратились в 13 суток, которые и составляли разницу между старой юлианской и новой григорианской системами. Новый стиль более точно отвечает законам астрономии.

По мнению ученых, главное, чтобы календарь точно отражал положение Земли по отношению к Солнцу. Сегодня существует немало энтузиастов, предлагающих собственный вариант отсчета времени. Их предложения в основном связаны с изменением традиционной недели: некоторые предлагают сделать неделю из пяти дней или вообще обойтись без недель, а ввести десятидневки. Однако идеальных предложений, с точки зрения науки, пожалуй, нет — к такому выводу пришли специалисты разных стран, изучая заявки на изменение летоисчисления, поступающие даже в ООН. Ученые считают нецелесообразным проводить сейчас какие-либо реформы календаря.

Празднование старого Нового года

И все же, независимо от того, что этот день, к сожалению, даже не является выходным, популярность старого Нового года растет. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, количество желающих праздновать старый Новый год уже перевалило за 60 %. Среди тех, кто собирается отмечать старый Новый год, большинство учащихся и студентов, рабочих, предпринимателей, домохозяек и в целом лиц моложе 40 лет, со средним специальным и средним образованием, с относительно высокими доходами.

Традиции на старый Новый год

Этот день в старину носил название Васильева дня и имел решающее значение для всего года. На Васильев день отмечали праздник земледелия, который связывали с будущим урожаем, и совершали обряд обсевания — отсюда название праздника «овсень» или «авсень». И еще был своеобразный обряд — варение каши. В новогоднюю ночь, в 2 часа, старшая из женщин приносила крупу из амбара, а старший мужчина приносил воду из колодца или реки. Трогать крупу и воду до тех пор, пока печь не истопится, было нельзя — они просто стояли на столе. Затем все садились за стол, и старшая из женщин начинала размешивать кашу в горшке, произнося при этом определенные ритуальные слова. Крупа обычно была гречневая. Потом все вставали из-за стола, а кашу хозяйка ставила в печь — с поклоном. Готовую кашу доставали из печи и внимательно рассматривали. Если горшок был просто полным, а каша — наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая — такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из горшка либо горшок трескался — это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, и тогда ожидали беды, а кашу выбрасывали. Вот такая была программа — либо на беды, либо на процветание, и неудивительно, что она часто реализовывалась — ведь в нее верили всерьез.

Интересен обряд хождения по домам, чтобы угощаться блюдами из свинины.

В ночь на Василия гостей непременно надо было накормить пирогами со свининой, вареными или запеченными свиными ногами и вообще любыми блюдами, в которые входит свинина. На стол также обязательно ставили свиную голову. Дело в том, что Василия считали «свинятником» — покровителем свиноводов и продуктов из свинины и верили, что если в эту ночь на столе будет много свинины, то эти животные будут плодиться в хозяйстве в изобилии и приносить хозяевам хорошую прибыль. Вот эта примета гораздо позитивнее обряда с кашей, особенно для рачительных и трудолюбивых хозяев. Удивительно звучная и складная поговорка «Свинку да боровка для Васильева вечерка» тоже способствовала настрою хозяев на экономическое процветание и изобилие.

А вот традиция лепить на старый Новый год вареники с сюрпризами появилась не так давно — никто точно не помнит, где и когда, однако ее с удовольствием соблюдают во многих областях России. В некоторых городах их лепят почти в каждом доме — с семьей и друзьями, а потом устраивают веселое застолье и едят эти вареники, с нетерпением ожидая, кому и какой попадется сюрприз. Это шуточное гадание особенно нравится детям. Даже на работу приносят с собой вареники, чтобы развеселить знакомых и сослуживцев; и на местных пищевых предприятиях часто выпускают такие вареники — именно под старый Новый год.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter