Старый конь борозды не портит!

По–разному можно относиться к Шумахеру, но одно несомненно: боец. До конца карьеры остались только три гонки, молодые да ранние (Фернандо Алонсо и компания) называют Михаэля старичком, а он взял и победил! Да еще как стильно!
По–разному можно относиться к Шумахеру, но одно несомненно: боец. До конца карьеры остались только три гонки, молодые да ранние (Фернандо Алонсо и компания) называют Михаэля старичком, а он взял и победил! Да еще как стильно!

Шанхай для Шумахера — место не самое удачное: в 2004 году, когда китайский этап «Формулы–1» проводился впервые, он занял лишь 14–е место, а в прошлом году так и вовсе до финиша не доехал. Так что воскресная победа — красивый реванш.

Пока Шумахер и «Феррари» ликуют (в прошлом году китайцы купили 66 этих супердорогих спортивных машин, руководители «Феррари» надеются в следующем году продать уже 120 штук), устроители китайского этапа «Формулы–1» пребывают в замешательстве: шанхайская гонка под угрозой. Уходящий из автоспорта легендарный немец очень даже причем: 70% китайских болельщиков приходили на стадион только ради того, чтобы его увидеть. На кого они придут в следующем году?

В 2003–м Шанхай израсходовал 3 млрд. долларов, чтобы построить гоночный стадион со всей полагающейся инфраструктурой. Круг используется лишь дважды в году: для гонок «Формулы–1» и Мото Гран–при, а все остальное время пустует. Ну иногда очень богатые шанхайцы, владеющие шикарными спортивными автомобилями, снимают его на пару часов — прокатиться с ветерком: в городе разогнаться невозможно. Но вряд ли эти забавы окупят вложенные средства. К тому же ежегодно шанхайская компания–организатор платит еще около 20 млн. долларов за право проведения гонки.

В 2004 году, когда «Формула–1» впервые приехала в Шанхай, на стадион пришло около 150 тыс. зрителей, на следующий год — лишь чуть больше, причем треть — иностранцы. В этом году проблема посещаемости стала для устроителей настоящей головной болью: гонка совпала с неделей каникул по случаю национального праздника, а в это время китайцы обычно путешествуют, ходят в гости и бесконечно сидят в ресторанах — посещение спортивных мероприятий в списке приоритетов не значится. От разорения спас все тот же Шумахер, заявивший об уходе — по такому случаю многие отложили поездки к родственникам, походы по магазинам и пришли на стадион. Я их прекрасно понимаю.

Удивительно, но факт: самая большая проблема шанхайских гонок — «черный рынок» входных билетов. Это во всем остальном мире «черный рынок» ассоциируется с ценами втридорога, в Китае же наоборот: билеты с рук дешевле в разы. В прошлом году провели опрос зрителей и выяснилось, что из каждых 100 человек, пришедших на гонку, 98 приобрели билеты с рук. Двое честно купивших билеты в кассе оказались иностранцами — очевидно, не знали о «китайской специфике» билетной системы. Юй Чжифэй, генеральный менеджер компании–организатора, сказал, что «черный рынок» ставит под угрозу возможность проведения гонок в будущем.

В принципе, устроители во многом виноваты сами. Как можно в Китае, стране все же отнюдь не богатой, устанавливать цены на билеты, сопоставимые с европейскими? Стоимость билетов на главную трибуну доходит до 3.980 юаней (497,5 доллара) — это если их официально в кассе покупать. С рук те же билеты можно приобрести за 300 юаней (37,5 доллара). Вы думаете, при такой разнице цен кто–нибудь пойдет в кассу? Ну только если иностранцы...

Если вас волнует вопрос, как такое возможно, — объясню. В сложившейся ситуации, как ни парадоксально, тоже виноваты сами организаторы: они раздают огромное количество бесплатных билетов потенциальным (!) спонсорам, рекламодателям и просто известным людям. Надеются таким образом привлечь спонсорские деньги и контракты на рекламу. Не знаю, достигают ли желаемого, но билеты попадают на тот самый «черный рынок» — их продают так дешево, потому что они достались бесплатно.

Юй Чжифэй пригрозил, что в следующем году устроители значительно сократят количество рассылаемых бесплатно билетов. Но лично у меня есть сомнения в том, что это реально: бесплатные билеты в Китае — дело настолько обыденное и широко распространенное, что отказаться от него в одночасье невозможно. Это касается не только «Формулы–1», но, например, и практически всех концертов: приходи за 20 минут до начала и покупай билеты с рук дешевле, чем в кассе. Профсоюзы распространяют билеты на фабриках и заводах (конечно, бесплатно — в качестве поощрения за ударный труд), а те, кто западную классическую музыку не жалуют (а таких большинство), на этом зарабатывают. Вот такой «черный рынок» с китайской спецификой.

За строкой протокола

Пилот «Феррари» Михаэль Шумахер, победив на Гран–при Китая, догнал в общем зачете чемпионата «Формулы–1» испанца Фернандо Алонсо. Теперь у главных фаворитов по 116 очков. Гонщик «Рено» в Шанхае был вторым, его партнер по команде Джанкарло Физикелла — третьим. В Кубке конструкторов «Рено» опережает «Феррари» на 1 очко.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter