Старые ухабы

В минувшую субботу в Дзержинске состоялось торжественное открытие реконструированного автобусного вокзала.
В минувшую субботу в Дзержинске состоялось торжественное открытие реконструированного автобусного вокзала. Просторный зал ожидания, магазин, парикмахерская, комната матери и ребенка - все это для удобства и хорошего настроения пассажиров.

Как сказал корреспонденту "СБ" присутствовавший на открытии министр транспорта и коммуникаций Михаил Боровой, "подобные сооружения - это будущее районных автостанций, они - своеобразная визитная карточка любого города". Почему же пассажиры, которые уже успели оценить удобства нового автовокзала, говорили журналисту - чем тратить деньги на ремонт здания, лучше бы количество маршрутов увеличили?..

Проблема транспортного сообщения между городами и деревнями в сельской местности сегодня действительно достигла своего критического апогея. В некоторых деревнях люди живут, как на необитаемом острове. Находясь от райцентра на расстоянии, например, 20 километров, они могут добраться туда разве что на единственном за весь день автобусе. Или просиживать часами на остановках в ожидании попуток, которые, кстати говоря, здесь тоже нечасто ездят из-за плохих дорог. И это касается не только малых населенных пунктов с численностью в 20 - 30 домов. Возьмем, к примеру, поселок Долгиново Вилейского района, где я недавно побывала в командировке. Здесь проживает несколько тысяч человек - и все тот же один автобус в день...

Комментируя по просьбе корреспондента "СБ" эту ситуацию, министр транспорта и коммуникаций отметил, что проблема транспортного сообщения в сельской местности сегодня действительно стоит очень остро. В первую очередь это связано с тем, что большинство усилий транспортников направлено на развитие и совершенствование городской сети. Ведь в крупных городах сегодня проживает 70 процентов населения республики. Однако министр отметил, что проблемы сельского жителя сегодня не стоят на заднем плане. "Я сам живу в сельской местности и ситуация с транспортным сообщением в деревне мне хорошо знакома, - подчеркнул Михаил Боровой. - И в первую очередь она связана с нехваткой подвижного состава".

Не секрет, что если в 1991 - 1993 годах автобусный парк в республике обновлялся на 12 - 14 процентов, то есть порядка 800 - 900 машин в год, то сегодня - лишь на 3 - 4 процента. Поэтому-то автобусный парк сейчас и имеет изношенность около 50 процентов. А соответственно растут затраты на его эксплуатацию, и транспортные предприятия несут убытки. Есть ли выход из такой ситуации при сохранении плотной сети пассажироперевозок в республике? По мнению министра, необходимо восстановить прежние темпы обновления подвижного состава. Но как это сделать?

"Этот вопрос надо решать комплексно, - считает Боровой. - Во-первых, в республике необходима разработка системы собственного лизинга, чтобы мы могли хотя бы в течение полугодия рассчитываться с МАЗом за приобретенные автобусы. Второй очень важный момент - это сокращение количества льготников на транспорте, которых сегодня насчитывается около 5,3 миллиона. Президент Александр Лукашенко уже неоднократно говорил о том, что льготами в стране должны пользоваться только те люди, которые действительно в них нуждаются. И я надеюсь, что в следующем году мы это почувствуем реально. И еще. Очевидно - нужно повышать тарифы на проезд".

Говоря непосредственно о развитии транспортной сети в сельской местности, министр подчеркнул, что она должна развиваться за счет так называемого малого транспорта. В частности, на МАЗе уже идут разработки автобусов на 30 - 38 мест. Они будут незаменимы, скажем, для создания сети коммерческих маршрутов в малонаселенной сельской местности. Но сколько времени пройдет, пока они появятся? Впрочем, несложно предположить, что коммерческие маршруты пройдут только по тем дорогам, где есть люди, способные оплатить проезд. А значит, деревеньки, где проживают старики-льготники, могут так и остаться без транспорта. Но это уже будет на совести местных властей, которые в соответствии с новым законом об автомобильном транспорте и транспортной деятельности получили возможность самостоятельно формировать маршруты и тарифы на проезд.

В целом позиция нового министра по отношению к старым проблемам транспортников и пассажиров представляется очень критичной. Возможно, это связано в тем, что сам Михаил Боровой вот уже 13 лет проживает в деревне Первомай Дзержинского района и о скудности автобусной сети в сельской местности знает не понаслышке...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter