Австралийская федерация легкой атлетики потребовала пересмотреть результаты Олимпиады-1980

Старые песни о старом

Победить в спорте мало: важно доказать
Махать кулаками после драки не принято. Но, если очень хочется, а результат совсем уж не устраивает, можно и махнуть. Как показывает практика, такие “тумаки на авось” вдогонку уже сформированным, казалось бы, спискам победителей нередко приносят удивительные результаты. И ладно если суть претензий кроется в фармакологии. К пересмотрам результатов топ-турниров из-за результатов допинг-тестов все вроде бы уже привыкли. Куда интереснее, если в итоговые протоколы вмешиваются совсем уж неожиданные обстоятельства. Результаты в этом случае могут быть совершенно непредсказуемыми.

Кто: Ян Кэмпбелл

Суть претензий: пересмотр результатов Олимпиады 1980 года.

Новость о том, что австралийская федерация легкой атлетики потребовала пересмотреть результаты соревнований в тройном прыжке на летних Олимпийских играх 1980 года, украсила практически все спортивные издания и сайты. Представители Зеленого континента утверждают, что у них есть научное (!) доказательство того, что Ян Кэмпбелл был незаконно лишен золотой медали в тройном прыжке, которая в итоге досталась советскому легкоатлету Яаку Уудмяэ. По официальной версии, попытка, после которой австралиец приземлился где-то между мировым и олимпийским рекордами, не была засчитана из-за нарушений правил исполнения прыжка. К слову, в отчете за подписью президента австралийской федерации Дэвида Грейса содержится требование пересмотреть результаты не только в тройном прыжке, но и в беге на 200 метров на летних Олимпийских играх в Лондоне 1948 года. Тогда (также по выводам ученых) австралийка Ширли Стрикленд “четко заняла третье место в финишном створе”.


Ян Кэмпбелл. Что австралийцы разглядели на старых кадрах?

Кто: Анастасия Мирончик-Иванова

Суть претензий: лишение медали чемпионата мира в прыжках в длину из-за касания песка прической.

Во время чемпионата мира в корейском Дэгу белорусская прыгунья в длину Анастасия Мирончик-Иванова выполнила попытку, которая могла (и должна была) принести ей золотую медаль. Однако судьи перенесли метку сантиметров на 20 назад. Вспоминая тот случай, Настя не скрывала удивления: 

— Ситуация была курьезная. Лишь спустя какое-то время я пришла в себя и смогла оценить произошедшее с улыбкой. А тогда, выходя из сектора, была уверена, что это медаль. Когда на табло зажглись цифры “6,74”, я была просто в шоке! На глаз там было около 7 метров. Американка Бритни Риз, в конечном счете ставшая чемпионкой мира, показала всего 6,82!



К слову, после оглашения результата белоруски яму тотчас заровняли, не дав возможности опротестовать решение по горячим следам. По возвращении из Дэгу спортсменка в качестве эксперимента безрезультатно пыталась оставить волосами отметку на песке, а в преддверии Олимпиады в Лондоне один из заграничных поклонников Насти передал ей видеозапись, на которой точно видно, что касания песка волосами во время той попытки не было. 



Однако экс-главный тренер сборной Беларуси по легкой атлетике Александр Трощило, к которому мы обратились за комментариями, категоричен: в таких случаях подавать протест имеет смысл лишь сразу после объявления результата:

— Все попытки переписать результаты соревнований спустя несколько лет или даже дней не имеют никакого смысла. Постфактум итоговые протоколы могут быть пересмотрены лишь в случае обнаружения нарушения антидопинговых правил. Технические же споры, да еще с таким “опозданием”, никто рассматривать не будет. Иначе технические комиссии были бы завалены разного рода заявлениями, а протоколы соревнований менялись бы каждый день.


Кто: Сергей Хомицкий

Суть претензий: у боксера отняли победу из-за отклеившегося пластыря.

Ровно год назад 39-летний белорусский боксер Сергей Хомицкий встречался со звездным немецким соперником Робертом Штиглицем в поединке за звание Интерконтинентального чемпиона WBO и за право сразиться за пояс чемпиона мира. С первых секунд преимущество Хомицкого не вызывало вопросов, а в 9-м раунде белорус несколько раз ощутимо “встряхнул” точными ударами начинавшего “плыть” соперника. Дело шло к победе, однако в 10-м раунде польский рефери неожиданно прекратил бой из-за того, что на перчатках Хомицкого отклеился фиксирующий их пластырь. Поданный на беспрецедентное решение рефери протест остался неудовлетворенным. Несмотря на то, что перед боем представители WBO поставили на фиксирующем пластыре печать допуска, белорусу присудили технический нокаут. Чемпионом стал Штиглиц.


С точки зрения буквы закона

IAAF и МОК не будут рассматривать требование Федерации легкой атлетики Австралии (АА) пересмотреть результаты соревнований в тройном прыжке на Олимпиаде в Москве, так как у этих организаций нет процедур, которые позволяли бы это делать, считает бывший президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев, работавший в тренерском штабе сборной СССР во время Игр-1980:

— У IAAF нет такого рода процедуры, которая позволила бы пересматривать результаты событий 30-летней давности. Также такой вопрос должен рассматривать МОК, и в его правилах если и есть возможность ретроспективы, то только в связи с допингом: если старую допинг-пробу с помощью современных методик анализируют и она оказывается положительной.

Если случается несправедливость на соревнованиях, нарушение правил, то есть специальная процедура — в течение получаса, раньше, по-моему, часа, в технический информационный центр подается протест. Если в течение отведенного времени такой протест не подается, то это означает, что и сам спортсмен, и его команда считают результат справедливым. Наших австралийских коллег, к которым я отношусь с уважением, надо призвать соблюдать правила. Они существовали всегда, в том числе существуют все те 35 лет, которые прошли после Игр в Москве.

Комментируя требование Федерации легкой атлетики Австралии пересмотреть еще и результаты забега на 200 метров на Олимпиаде-1948 в Лондоне, то в интервью агентству “Р-спорт” Балахничев отметил, что “если мы прибегнем к подобным пересмотрам, то можно тогда пересматривать результаты всех Олимпийских игр начиная с древних. Особенно опасно их требование пересмотреть результаты забега. Потому что тогда места определялись не по фотофинишу, которого не существовало. Только визуальное измерение — кто первый, кто второй, кто третий. И это зависело не только от опыта и квалификации судей, но и от освещенности, да и от предубежденности. Чтобы минимизировать субъективизм, было правило — победитель определяется большинством судей. Даже было любопытное выражение дикторов по стадиону, я его прекрасно помню: “Победила спортсменка Иванова, вторая спортсменка Нестерова, грудь сзади”. Это означало, что расстояние между бегунами на финише мало, просвета между ними нет, но судьи по положению груди определили, кто первый, кто второй.

Андрей Симоненко


ЛЮБОПЫТНО

Вскоре после распада СССР Виктор Санеев, легендарный участник тех самых соревнований, где выступал Кэмпбелл, человек, который тогда в Москве мог выиграть четвертую золотую олимпийскую медаль, но стал лишь вторым, уехал работать в Австралию. Ему предложили там должность учителя физкультуры в частном колледже с окладом 900 долларов. Согласился, так как родной стране было тогда не до легенд спорта.


Призеры XXII летних Олимпийских игр по легкой атлетике 
в тройном прыжке на пьедестале почета (слева направо): 
Виктор Санеев (СССР, 2-е место), Яак Уудмяэ (СССР, 1-е место) 
и Жоао де Оливейра (Бразилия, 3-е место).

Если кому и сетовать на “судейскую ошибку” в олимпийской Москве, так в первую очередь Виктору Санееву. Он шел к своей четвертой Олимпиаде через жуткие боли в ногах. Вопрос стоял: ходить ли ему вообще, не то что прыгать. Собирался уходить из спорта. Но убедили — “домашние” Игры, надо поддержать родную страну. В последний момент, как много о том говорили в кулуарах, ставку спортивное начальство сделало на более молодого эстонца, победителя предолимпийского первенства Европы, Яака Уудмяэ.

В.Санеев вспоминал, что в свою последнюю попытку вложил “всю жизнь, весь опыт и знания”. Очень хотел выиграть, но не хватило одиннадцати сантиметров. “Доброжелатели” шептали: постарались судьи. Сам Санеев считал (и сейчас так считает), что немножко не рассчитал силу ветра, а ветер был встречный, чуть-чуть “пересидел” на старте, немного “недоступил на планку”.

komashko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter