Старые новые мифы

Биографический жанр нынче в ценеПока специалисты-литературоведы рассуждают о буме биографического жанра, издатели тем временем отвечают на читательский спрос выпуском новых жизнеописаний знаменитостей – исторических деятелей, писателей, композиторов. Чем объясняется всплеск интереса к документальному повествованию? Как развивается и чем дышит биографический жанр сегодня? Этим и другим вопросам был посвящен «круглый стол» в Центральном Доме журналиста.

Как считает лауреат литературных премий Александра Солженицына и второй премии «Большой книги-2007» Алексей Варламов, всплеск интереса к биографическому жанру отчасти связан с нынешним отсутствием цензуры. Свою задачу как биографа писатель видит в демифологизации личности: «Расставить акценты и показать, какую легенду создал о себе человек и почему именно такую – вот что для меня интересно».
«Выдающиеся личности сами создавали свой миф, – полемизирует с Варламовым
О.Лекманов. – Мне кажется, более важно разобраться в том, какой миф порождали тогдашняя публика и последующие поколения».
Валерий Шубинский подытожил рассуждения коллеги об изысканиях биографа: «Ломоносов говорил Миллеру, что история субъективна. Так и мы имеем дело не с фактами, но с источниками, по которым можно догадаться, что было. Определить объективную истину очень трудно. Разрушая мифы, мы, так или иначе, создаем новые». В этой связи О.Лекманов посетовал, что по многим биографическим книгам видно, как автор эффектно создает концепцию, но при этом сам не верит в то, что написал. На это В.Шубинский заметил, что факты, не подходящие под концепцию биографа, должны ее усложнять, а не подгоняться под нее. «Мы все заложники того, что писали до нас», – констатировал он. Так или иначе, образ жизни знаменитостей продолжает оставаться в поле пристального внимания писателей и подвергается осмыслению на самых разных уровнях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter