"Шарли Эбдо": наступление на свободу слова или последствия старых грехов?

Старые грехи и длинные тени

После кровавой бойни, устроенной террористами в журнале «Шарли Эбдо», Европа продолжает жить если и не в страхе, то при откровенно повышенной бдительности. И это понятно, логично и просто разумно, ибо нет никаких гарантий, что подобное не повторится где-то рядом или неподалеку от твоего дома.

Несколько озадачивает другое. Любое событие имеет свою первопричину. В произошедшем в Париже ее определили как наступление на свободу слова — одну из главнейших ценностей западного мира. Все так. Но тогда следовало бы не только повысить силовые меры безопасности, но и организовать большой разговор, дискуссии на тему свободы СМИ. Все ли так ладно ныне в этом королевстве? Может быть, пришла пора открыть глаза и на многие из тех моментов, которые сегодня даже у самих европейцев вызывают недоумение и откровенное разочарование. Не говоря уже о тех, кого они касается напрямую. Речь идет о стремлении все чаще упаковывать такую фундаментальную ценность, как свобода слова, в чемодан с двойным дном. Одну ее часть для себя, другую — для наивных буратинушек. Вот только эти буратинушки все чаще задаются неприятными вопросами. Например, почему свободные европейские СМИ не проявили интереса к не меньшему, чем в Париже, безумию, когда в Одессе были заживо сожжены более четырех десятков людей? А история со сбитым над Украиной лайнером? Гибель трехсот пассажиров больше не интересует западных репортеров? А ведь тут много любопытного и пугающего…

Или вот совсем недавние события на улицах Киева, когда огромная толпа отметила день рождения Бандеры факельным шествием. Можно даже не осуждать, если это для вас так натужно, но покажите на европейских экранах это якобы патриотическое мероприятие — пусть люди сами задумаются над тем, что это напоминает. Какие недвусмысленные параллели приходят на ум…

Есть поговорка: «У старых грехов длинные тени». Так вот, ни для кого не секрет, тем более для западных журналистов, что наиболее радикальные группировки типа «Аль-Кайды» и «Талибана» являются прямыми порождениями американских проектов ЦРУ, что активисты нынешнего так называемого «Исламского государства», против которых теперь якобы воюют США и союзники, тоже плоть от плоти их детище. Ну, не все просчитали. Бывает… Так зачем тогда удивляться преступной дерзости своих воспитанников в Париже, Брюсселе либо любом другом городе Европы? Теперь это может произойти где угодно. Джинн выпущен…

На вопрос, почему так происходит, есть много ответов непростых и неоднозначных. В том числе и очень простой, даже циничный. Для тех, кто организует и контролирует политику в США, любая война, прежде всего, бизнес. Такой же, как производство презервативов. Такие вот ценности… Теперь их внедряют и в матушке-Европе. Та вроде как и сопротивляется, но не весьма успешно.

Когда говорил, что самое время европейцам было бы возобновить дискуссию по вопросам свободы слова, имел в виду и деятельность такой международной организации, как «Репортеры без границ». Самая их работа. Но что-то не видно тут движения. Зато функционеры этой некогда многообещающей профессиональной площадки охотно занимаются рейтингами свободы слова в разных государствах. Поиграть в считалки всегда забавнее, нежели заниматься конкретной, хоть и рутинной работой. Вот и в последнем их рейтинге-резюме лидерами являются Финляндия, Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Андорра… Что касается россиян и нас, белорусов, то мы там у них перевалили за сотню. Не трудно догадаться, почему. У нас ведь что ни оппозиционер, то страдалец либо политзаключенный. Да и у россиян тоже. Вспомним, как те же «репортеры без границ» набросились на наших соседей, когда там из храма, где трясли голыми телесами некие певички, их выбросили и дали небольшой срок за хулиганство. Так они тоже стали политзаключенными. Теперь та же Толоконникова непременно восседает на всякого рода форумах как пострадавшая от путинского режима.

К «Репортерам без границ» есть вопрос и у Белорусского союза журналистов. Когда более десятка наших коллег небезызвестными санкциями были определены как невыездные в страны Евросоюза, мы сразу же обратили внимание на незаконность таких действий, на нарушение общеизвестной хартии о свободе слова. Однако тогда вы, наши зарубежные коллеги, не только не поддержали нас, но и не ответили ни на одно обращение. Это уже позже Европейский суд по правам человека вывел из-под упомянутых санкций Алексея Михальченко, и еще несколько человек вычеркнули из списка, судя по всему, по наставлению Дуни Миятович после встречи и острой дискуссии, организованной БСЖ. Не пора ли признать, что это в целом было досадной ошибкой, необдуманным шагом, и прекратить таким образом действия санкций против большой группы белорусских журналистов?

Свобода слова действительно великая ценность, которая в наше сложное, во многом просто безумное время как воздух необходима цивилизованному миру. Но это и оружие для нарастающих по всему континенту информационных войн. Тот, кто берет в руки такое оружие, должен в полной мере осознавать свою ответственность за все сущее на этой хрупкой земле. Ответственность перед родными и чужими, перед всем человечеством. Если хотите — перед Всевышним.

Наверное, последнее сказано пафосно. Зато искренне и честно.

Анатолий ЛЕМЕШЁНОК
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter