В преддверии Дня народного единства предлагаем обратиться к публикациям «Советской Белоруссии» осени 1939 года

Старые газеты — свидетели и хранители нашей общей истории

Чужие среди своих

В 1921‑м, после заключения Рижского договора, можно сказать, по живому была прорезана новая государственная граница, и жители Беларуси были разделены со своими близкими и родственниками в БССР. Спустя 4 года польский сейм принял закон о парцелляции и осадниках, в соответствии с которым часть помещичьей и государственной земли подлежала распределению и продаже. Первостепенное право на такие земли приобретали так называемые осадники — бывшие офицеры, унтер-офицеры польской армии, уволенные в запас. Некогда белорусские земли осадники получали (от 15 до 45 гектаров) либо даром, либо за символическую плату. Отметим, что осадники имели право на ношение оружия и выполняли полицейские функции. Репутация осадников в Западной Белоруссии была отвратительной. Фактически их фольварки были окружены враждебной территорией.


Вот что пишет «Советская Белоруссия» 18 сентября 1939 года о польских «легионерах»:

Еще публикация «СБ» за 18 сентября 1939 года:

«Полицейские банды и дружины осадников ночью, как шакалы, совершают непрерывные налеты на деревни, выгребая зерно, фураж, холст, одежду и колесную мазь, не оставляя пропитания даже для детей. Так, например, в хуторе Дубровка ночью, несмотря на отчаянные вопли женщин и стариков, полиция, как саранча, очистила все дворы хутора, увела восемь коров и тринадцать овец. Такие же сцены одновременно произошли в деревне Красное и Стайки. Из деревни Рубежевичи 1 сентября насильно увели 180 лошадей. На отчаянные крики и просьбы стариков полицейские ответили избиением… Недалеко от Рубежевичей крестьянин работал на своей лошади в поле. Напрасно он умолял жандарма оставить ему его лошадь. Жандарм выпряг ее и скрылся с лошадью в лесу».


Что бы сегодня ни говорили «сьвядомыя гiсторыкi», факт остается фактом: белорусским крестьянам не было места на исконных родных землях. По переписи 1927 года, в сельском хозяйстве Западной Белоруссии не имели коней 29 процентов дворов, коров — 15,7 процента. Все, что оставалось коренным жителям, это идти к панам в бесправное и унизительное батрачество — считай, рабство. Итогом такой антинародной польской политики стал массовый исход в 1920 — 1930‑е годы белорусов-бедняков с родных земель в США, Канаду, Западную Европу.

Дела врачебные

О медицине, точнее, об отсутствии таковой на землях Западной Белоруссии стоит поговорить отдельно. «За польским часом» она оказывалась только за деньги и, соответственно, для большинства белорусов была не по карману. Такие цифры: по данным за 1938 год, на 10 тысяч жителей приходилось менее двух врачей и менее семи больничных коек. В это же время в БССР цифры по этим показателям были в три-четыре раза выше. Еще пример на логику. В сентябре 1939‑го на территории Западной Белоруссии было всего 65 больниц. К концу 1940‑го, то есть через полтора года здесь советской власти, количество больниц увеличилось почти четырехкратно — 260.

Цифры станут более убедительными и красноречивыми после прочтения любопытного материала «Советской Белоруссии» от 12 ноября 1939 года «Мечты осуществленные», в котором врач из Швейцарии описал свое видение ситуации с медициной в Радошковичах:

Подарок из БССР. Первый трактор в западнобелорусской деревне, весна 1940 года.

«Десять лет назад я окончил медицинский институт в Швейцарии и приехал работать в Радошковичи. К нам доходил из-за кордона шум тракторов, работавших на колхозных полях, долетали песни, радостные крики вольных тружеников. Всей душой мы рвались туда, но увы. Нас давил сапог польского жандарма, народ жил в нищете и темноте.

В бывшей Польше имелось много безработных врачей, а население было лишено медицинской помощи. Откуда, например, мог взять денег крестьянин, зарабатывающий у помещика по 80 грошей в день, на оплату врача и медикаментов? А ведь платить надо было за все, даже за больницу. Не уплатишь — не примут! А если и принимали тяжелобольного, так потом секвестратор отбирал у него последнюю корову за проблематически оказанную помощь. В больницу возили на лошадях за 40 — 50 километров, и по дороге истекавшие кровью роженицы умирали. Бабки, знахари орудовали вовсю.

17 сентября к нам пришла Красная Армия. Началась новая жизнь. Мы заняли здание бывшего имения, хозяин которого сбежал, и оборудовали здесь больницу. /…/ В самые отдаленные деревни направлены врачи и фельдшера. В каждой волости организована амбулатория. При больнице открываются детское и родильное отделения. Мы получили карету скорой помощи. Больных из деревень будем перевозить на машине. Врач А. С. Шустер».

Вид палаты родильного дома. Лида, 1939 г.

И еще пара цифр. Что такое детские сады и ясли, простой люд Западной Белоруссии не знал. Для сравнения: в БССР в 1940 году их было почти полторы тысячи!

***

В свете вышеприведенных давних материалов более четко понимается смысловое значение фразы, произнесенной ­Президентом Беларуси 1 сентября прошлого года во время открытого урока «Историческая память — дорога в будущее!». Цитируем: «В Западной Беларуси наши предки снова оказались под кнутом польских панов: полонизация, конфессиональный и социально-экономический гнет. Удивительно, как мы выжили в этом водовороте событий, более того, начали строить свою национальную государственность».
Да, наши прадедушки и прабабушки выжили, выстояли, победили! Потому что в их сердцах и душах были огромный оптимизм, вера в себя и светлое будущее.

Год под знаменем Советов

О чем писала «СБ»17 сентября 1940 года


«Свыше 25 тысяч бескоровных и 10 тысяч безлошадных хозяйств получили коров и лошадей. В помощь крестьянам советская власть направила агрономов, техников, инженеров. Создана 101 МТС. При МТС вырастают жилые поселки с благоустроенными домами, клубами, банями. /…/ За год советской власти в западных областях развернута большая сеть белорусских, русских, еврейских, польских школ. Только по местному бюджету на 1940 год Барановичской области отпущено на народное образование 55 437 тысяч рублей. Количество неполных и полных средних школ в западных областях выросло в 13 раз».


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter