Минск
+19 oC
USD: 2.06
EUR: 2.28

Как в Минске идет подготовка к чемпионату Европы по фигурному катанию

Стартующему в Минске чемпионату Европы по фигурному катанию посвящается

Декорации для звезд


На следующей неделе Минск станет центром притяжения любителей фигурного катания со всей Европы. Чемпионат Старого Света — событие серьезное. Поэтому и нюансов приходится учитывать множество. Телефон председателя Белорусского союза конькобежцев Юлии Комлевой звонит почти не переставая. Тем не менее она нашла возможность рассказать о подготовке и сюрпризах, которые ждут болельщиков на «Минск-Арене».


– Нынешний чемпионат Европы в первую очередь отличается сложностью выполнения всех требований меморандума Международного союза конькобежцев. Регламентируется практически все. Например, съемка спортсменов. Во время выступления камеры должны быть расставлены так, чтобы на заднем фоне всегда была хорошая картинка: красивые постеры, баннеры. Из-за этого мы внесли изменения в конструкции. Когда в 2012 году Минск принимал юниорский чемпионат мира по фигурному катанию, подобных требований не было.

Работы на «Минск-Арене» начались относительно недавно. В очищенный от хоккейного присутствия лед заливают логотипы Международного союза конькобежцев (даже минимальное присутствие «чужой» раскраски неприемлемо). Сам лед также будет отличаться от хоккейного или конькобежного. Юлия Комлева признается: в то время, когда сама работала тренером, даже представить не могла, какая работа ведется организаторами турнира, чтобы спортсмены могли выйти и эффектно показать свои программы:

— Самым сложным было организовать работу максимально эффективно и синхронно. Во время подготовки топ-турнира сразу несколько отделов должны работать вместе и решать общие вопросы. Подготовить такой форум только командой Белорусского союза конькобежцев было бы непросто. В рабочую группу мы привлекли специалистов маркетинга, медиа, сотрудников «Минск-Арены». Кроме этого, было решено привлечь специалистов из России и Европы.

В числе таких помощников, к слову, обнаружилось немало небезынтересных в мире фигурного катания людей. Юлия Комлева объясняет, что даже такую, казалось бы, простую функцию, как включать музыку во время выступлений фигуристов, нельзя доверить человеку не из сферы фигурного катания на коньках — слишком много нюансов:

— Каждый, кто задействован в подготовке турнира, является профессионалом своего дела и уже имеет большой опыт такой работы. За музыку, например, отвечает наш бывший государственный тренер по фигурному катанию Наталья Лебедева. Специально пригласили ее из России, где она, кстати, помимо тренерской работы, занимается музыкальным сопровождением на всех крупных соревнованиях. Также к нам приехали представители польской федерации, проводившие чемпионат Европы в Варшаве в 2007 году. Дают много полезных рекомендаций, причем этот опыт станет своего рода наследием предстоящего чемпионата: его можно будет использовать при организации последующих топ-турниров.


Участники соревнований начнут приезжать  в Минск уже в выходные. Список внушительный. Если не случится никаких форс-мажоров, с трибун «Минск-Арены» можно будет увидеть лидеров сборной России, в сильнейшем составе приезжает команда Франции (включая танцевальную пару Габриэла Пападакис — Гийом Сизерон), выйдет на лед бронзовый призер Олимпийских игр в Пхенчхане, двукратный чемпион мира и шестикратный чемпион Европы испанец Хавьер Фернандес, итальянцы, немцы. Отдельный разговор — о «випах». Именитые гости на соревнованиях по фигурному катанию — отдельный клуб с запредельной концентрацией опыта, званий, заслуг и требовательности. Юлия Комлева замечает — особых требований никто к организаторам не предъявлял, но к заслуженным гостям интерес все равно особый:

— Что касается спортсменов, то требования хоть и высокие, но одинаковые для всех. Каждого нужно встретить, багаж должен вовремя прибыть в гостиницу, организовано трехразовое питание. Номера, кстати, обычные, без люксов. Состав почетных гостей также обещает быть весьма представительным. Ждем Татьяну Тарасову, Елену Чайковскую, Наталью Бестемьянову, Татьяну Навку, Алексея Ягудина, Алексея Мишина. Присутствие в Минске всей элиты европейского фигурного катания — отличный повод обсудить какие-то варианты сотрудничества. Александр Веденин останется для проведения семинара. Алексей Ягудин планирует провести мастер-классы. Знаю, что к некоторым тренерам Министерство спорта и туризма готово выйти с предложением о сотрудничестве и проведении совместных сборов. С Александром Жулиным, например, мы собираемся провести большой совместный сбор летом.

Впрочем, это планы на перспективу. Пока же белорусские фигуристы думают о более актуальных проблемах: выступить дома хочется как можно лучше. Юлия Комлева полагает, что для этого у нашей команды есть предпосылки:

— Беларусь на льду «Минск-Арены» будет представлять танцевальная пара — Анна Кубликова и Юрий Гулицкий, которая готовится в Москве со своими тренерами Татьяной Белява и Сергеем Толстиком, но под руководством Александра Жулина. Кстати, ребята очень неплохо выступили на крупных международных соревнованиях в Торуни: четвертое место. Думаю, на домашнем чемпионате Европы они могут отобраться в финал и показать достойное катание. В одиночных соревнованиях выступит Яков Зенько. Для каждого из ребят такие соревнования очень серьезное испытание. С другой стороны, готовились они хорошо, группа Александра Жулина в Москве и вовсе считается лидирующей.

Зрители, утверждает Юлия Комлева, в любом случае не останутся разочарованными. Во-первых, фигурное катание — это не только баллы на экране и места в итоговых протоколах, но и красота исполнения, а мастеров в Минске будет предостаточно. Во-вторых, оттолкнувшись от оказавшегося очень востребованным опыта проведения соревнований по конькобежному спорту и велотреку, «Минск-Арена» решила вновь организовать зону гостеприимства на всех этажах главного спорткомплекса. Всех деталей развлекательной программы Юлия Комлева не раскрывает, но обещает и игровые зоны от «Полесья», и рыцарские турниры, и множество других активностей. Кстати, билеты продаются очень хорошо (на данный момент продано около 85 процентов), а организаторы надеются на прибыль.

Дмитрий КОМАШКО


Лед с жемчужным отливом


В понедельник участники чемпионата Европы по фигурному катанию опробуют минский лед. На протяжении двух дней они будут тренироваться на площадках МКСК «Минск–Арены», а в среду начнут соревноваться за награды континентального форума. Работа на главной ледовой площадке страны сейчас кипит 24 часа в сутки. Как «Минск–Арена» готовится к чемпионату Европы?


Еще во вторник вечером на «Минск–Арене» минское «Динамо» проводило матч регулярного чемпионата КХЛ против подольского «Витязя», а после игры, когда на часах было 22.30, организаторы чемпионата Европы по фигурному катанию начали трансформацию арены для проведения соревнований. Пришлось несколько изменить расстановку трибун, установить судейскую площадку... Но самой сложной в этой трансформации стала подготовка льда. Заместитель главного инженера «Минск–Арены» Михаил Салтанов рассказывает:

— Подготовка льда — это длительный процесс. После хоккейного матча мы срезали лед настолько, насколько это было возможно, чтобы не повредить слой белой краски, который необходим для проведения матчей КХЛ. После этого покрасили лед матовой жемчужно–серой краской — это обязательное требование Международного союза конькобежцев для проведения соревнований. Затем началось нанесение рекламы. После того как изображения наложили на лед, их стали «запаковывать», распыляя мелкие капли воды при помощи специальной установки. Таких тонких слоев должно быть несколько, и только после их нанесения начнется окончательная заливка льда.

Борты, ограждающие ледовую площадку, в некоторых местах сдвинули — там расположатся телевизионные камеры, которые будут снимать нижние планы. Отдельная площадка отведена под зону Kiss&Cry, где фигуристы будут ждать оценок судей, вовсю идет работа над созданием green room — комнаты, в которой будут находиться спортсмены, занимающие первые три места во время соревнований. Оттуда они наблюдают за выступлениями конкурентов, а камеры улавливают все их эмоции.

Еще два важнейших требования, которые координаторы из Международного союза конькобежцев предъявляют к аренам на время проведения
соревнований, — качественное освещение и звук. Начальник отдела спортивно–массовых мероприятий Светлана Шайковская поясняет:

— Свет для фигуристов очень важен. Во всех точках ледовой площадки должна быть одинаковая освещенность, но при этом на лед не должна падать тень ни от одного прибора. Но с подготовкой этого оборудования проблем у нас не возникало: в новом сезоне КХЛ изменились требования к освещенности арены во время матчей, поэтому перед их стартом мы докупали оборудование, которое позволяет создать нужное освещение и для фигурного катания. Во время выступления фигуристов звук должен быть слышен не только зрителям, но и самим спортсменам. Координаторов из Международного союза конькобежцев устроило наше звуковое оборудование и его эффективность.

Уже практически готова к чемпионату Европы по фигурному катанию и площадка конькобежного стадиона, на которой спортсмены будут проводить тренировки. По сравнению с главной ледовой ареной требования к ней несколько меньше, говорит Светлана Шайковская:

— На тренировочной площадке не размещается реклама, однако лед окрашен в такой же жемчужно–серый цвет. А освещение и звук на этой площадке должны быть такими же, как и на главной арене, чтобы фигуристы тренировались в условиях, приближенных к соревновательным.

Готовы к приему спортсменов раздевалки и иные помещения. Организаторы шутя говорят, что требования фигуристов, в отличие от приезжих звезд эстрады, дающих концерты на «Минск–Арене», минимальные — из обязательных условий только наличие в раздевалке зеркала в полный рост. Однако спортсменам готовы предложить гораздо больше этого минимума, продолжает Светлана Шайковская:

— На «Минск–Арене» фигуристы смогут подготовиться к выступлению и восстановиться после соревнований — по предварительной записи они могут попасть к визажистам и парикмахерам, массажистам в кабинетах физиотерапии. В дни чемпионата любой из спортсменов сможет обратиться к нашим профессионалам, чтобы заточить коньки, но, как правило, этой услугой мало кто пользуется — фигуристы доверяют это дело своим специалистам.

Сейчас на «Минск–Арене» не покладая рук работают сотни специалистов разных служб. С началом соревнований многие из них отойдут в сторону, но от некоторых во многом будет зависеть успех соревнований. Например, от специалистов подготовки льда. По сравнению с теми же хоккейными матчами задача перед ними будет стоять непростая — обновлять лед нужно будет через каждые 4 — 5 прокатов. Михаил Салтанов рассказывает:

— Во время вращений и прыжков фигуристов на льду образуются выбоины, которые нужно заделывать. К этому мы готовы: организована бригада людей, которые будут выравнивать поверхность. Сначала они будут заполнять углубления мягким снегом, затем заливать теплой водой, а после — жидким азотом. Уже после этого на лед будут выходить ледозаливочные машины «Замбони».

Традиционно во время соревнований по фигурному катанию болельщики выбрасывают на лед мягкие игрушки. Для их сбора привлекают детишек. Они упакуют собранные игрушки в пакеты, которые будут переданы фигуристам.

Татьяна ПАСТУШЕНКО

past@sb.by

Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА.

Весь этот джаз


Следующая неделя в Минске будет отдана фигурному катанию. Зрители побогаче наденут шубы, а зрители победнее купят бинокли, чтобы показать себя и получше рассмотреть все прелести выступлений участников чемпионата Европы. Столица Беларуси никогда прежде не видывала такого количества звезд льда, собранных в одном месте, но теперь все это будет. Будет интересно, захватывающе, красиво и почти наверняка даже скандально.

Как, собственно, всегда было в фигурном катании. Листая страницы воспоминаний, нам очень легко находить для вас старые замысловатые сюжеты.

Вы слышите? Оркестр Гленна Миллера играет знаменитую «Чаттанугу Чу–чу», и ноги сами идут в пляс.


Pardon me, boy
Is that the Chattanooga choo choo?     (Yes, Yes)
Track twenty–nine.
Boy, you can gimme a shine.
I can afford
To board a Chattanooga choo choo.
I’ve got my fare
And just a trifle to spare.

***

Эй, друг, постой,
Здесь этот «Чаттануга Чу–Чу»? (Здесь, здесь)
Путь двадцать пять.
Друг, дай тебя мне обнять.
Мне по плечу
Чу–чу на «Чаттануга Чу–Чу»,
Есть на билет —
И сверху пара монет.

Вы, конечно, слышали эту песню. Она использована уже в бесчисленном количестве фильмов, а уж про фигурное катание и говорить незачем. Свой «Поезд на Чаттанугу» был у многих знаменитых фигуристов, и это мы говорим не только о музыке, но еще и иносказательно.

Главную роль в «Серенаде Солнечной долины» исполнила задорная норвежка Соня Хени. Это ее героиню берет под опеку участник оркестра, собирающегося ехать в Солнечную долину, и это она пытается влюбить его в себя, причем делает это весьма навязчиво, применяя все свои женские уловки. Все вроде из фильма, но и из жизни тоже.

Соня Хени в фильме «Серенада Солнечной долины».

Соне было всего 9 лет, когда она впервые участвовала во взрослом чемпионате Норвегии, а в возрасте одиннадцати лет она стала восьмой на первых зимних Олимпийских играх в Шамони (1924). В 1927 году, когда ей не было еще и шестнадцати, Хени одержала свою первую из десяти подряд (беспрецедентный случай в истории) победу на чемпионате мира по фигурному катанию. Чемпионаты Европы по фигурному катанию среди женщин начали проводиться только с 1930 года, и именно поэтому у норвежки побед здесь меньше — всего шесть.

Соня во всей красе.

Киношного в ней и без того было много, достаточно сказать, что это она первой из спортсменок надела мини–юбку, но она с детства мечтала о Голливуде и после окончания блестящей карьеры отправилась покорять «фабрику грез». Помогли ледовые шоу, после одного из которых студия Fox предложила ей сногсшибательный контракт. Первый фильм — «Одна на миллион», потом были еще, а в 1941 году дошла очередь и до «Серенады Солнечной долины».

Удивительное дело: в прошлом году продюсерская компания олимпийской чемпионки–1994 Оксаны Баюл и ее мужа заявила о создании художественного фильма о Соне Хени, который кинокритики уже поспешили назвать историей об «эгоистичном монстре», а его еще нет. Баюл вроде как должна исполнить роль Хени, но и без фильма ее уже играет.

Оксана Баюл в фильме о Соне Хени. Фото с постера.

В 1994 году в Лиллехаммере случилась вполне киношная история, которая уже нашла свое воплощение в фильме «Тоня против всех». В нем идет речь о том, как американка Тоня Хардинг с помощью мужа незадолго до Олимпиады попыталась вывести из строя свою главную соперницу, соотечественницу Нэнси Кэрриган, как той нанесли травму, однако она успела восстановиться к Играм. Но... не выиграла их, потому что всех (и американок, и знаменитую Катарину Витт) опередила выпорхнувшая из ниоткуда украинская сирота Баюл, которая за три года до олимпийского триумфа спала на койке на родном катке. Когда–то ее обогрела тренер Галина Змиевская, а уже после окончания карьеры Оксана ответила на ее душевное тепло многотысячным иском.

Слезы Оксаны Баюл в Лиллехаммере запомнили многие.

За четверть века, пролетевшего с ее золотого проката, Баюл имела проблемы с законом, с инвесторами и кредиторами, с алкоголем, с мужчинами и этим все больше и больше походила на своего кумира...

* * *

Сколько таких безобразных историй скрыто в красивом мире фигурного катания?

Том самом мире, где драматично оставившая спорт фигуристка Этери Тутберидзе чудом спаслась в ходе теракта в Оклахоме, а потом поставила на конвейер производство звезд. Главный цветок из ее цветника — Алина Загитова — приезжает в Минск, но итоги недавнего чемпионата России кричат, что конвейер Тутберидзе не знает пощады. Не достигшие возраста, когда ISU разрешает участвовать во взрослых состязаниях, Трусова, Щербакова уже готовы обойти даже олимпийскую чемпионку прошлого года. А звезду Сочи и тоже воспитанницу Тутберидзе Юлию Липницкую уже никто и не вспоминает. Как, собственно, почти никто не вспоминает и Аделину Сотникову — между прочим, первую российскую олимпийскую чемпионку, которая свое золото выиграла пять лет назад под руководством Елены Буяновой.

Вот, кстати, пусть бы и об этой истории однажды сняли кино. Да не то, что однажды назвали «Две сестры», а со смыслами.

Елена Водорезова, которая стала Буяновой после замужества, влюбила в себя весь Советский Союз в 12 лет, когда отправилась на свой первый чемпионат Европы и с легкостью исполнила коварные флипы и тулупы. Впереди у нее будет бронза континентального первенства, а потом достаточно долгая борьба с полиартритом.

Говорят, победить его невозможно, но Водорезова после лечения еще брала награды на мире и Европе.

В этом месте нам бы и точку поставить, да только была в ее жизни еще одна история, которая тоже очень многое говорит о мире фигурного катания.

Станислав Жук и Елена Водорезова.

Тренером Водорезовой был Станислав Жук — великий без всяких натяжек тренер, который сделал пары Роднина — Уланов, Роднина — Зайцев, Гордеева — Гриньков, который воспитал советского чемпиона мира среди мужчин Александра Фадеева. Но Жук отправлял на алтарь победы все и требовал того же от подопечных. В фигурном катании он был, как Анатолий Тарасов в хоккее — за словом в карман не лез и ремень не прятал. Надо ли говорить, что однажды на него написали письмо в ЦК партии: дескать, домогается. Бумагу подписали хореограф ЦСКА Марина Зуева и вице–чемпионка мира воспитанница Жука Анна Кондрашова.

После ухода из спорта Анна Кондрашова вышла замуж за эстонского прыгуна с трамплина Аллара Леванди и теперь носит его фамилию.

Предлагали подписать и Водорезовой, но она отказалась, и сегодня никто не может упрекнуть ее в том, что она виновата в преждевременном уходе из жизни отстраненного советскими бонзами от всякой работы великого тренера.

* * *


Чешка Хана Машкова свое золото и два серебра европейских чемпионатов добыла в конце 1960–х. А в 1972–м ее уже не было в живых — автокатастрофа.
Красавица Хана.
До этого она две ночи не спала, а уже темнело. Друзья пытались оставить ее ночевать, но... Во французской деревне навстречу ей выехал грузовик. И он занял большую часть проезжей дороги. У Ханы была спортивная машина, которую смело этим грузовиком. Полицейские потом рассказывали, что за много лет не видели подобной аварии. Грузовик ехал не менее чем 100 км в час, и Хана ехала также на большой скорости...

В чешской прессе ее историю называют очень грустной. И началась она с ее матери — Марии. Приятная женщина, которая большую часть жизни провела в детском саду, до рождения Ханки пережила семейную трагедию. В первом браке у нее были сын и дочь — Йеничек и Марушка. Никто не мог представить, что опухоль головного мозга мужа так сильно нарушит его психику, что в результате внезапного всплеска гнева он убьет обоих детей молотком, а затем повесится.

Хана появилась у Марии уже во втором браке. Ее называли «Подснежник» — и молились, молились. Фигурное катание во многом стало смыслом жизни семьи. Однако после нескольких успешных сезонов она подалась в профессионалы. Во многом благодаря влиянию молодого музыканта Иржи Штайдла, который даром, что ли, пользовался успехом у женщин?!

Он был младшим братом известного композитора Ладислава Штайдла и не менее известным поэтом–песенником, автором текстов ко многим самым популярным песням Карела Готта, Хелены Вондрачковой и других звезд чехословацкой эстрады, работающим в основном в соавторстве с композитором Карелом Свободой. Их песня «Леди Карнавал» долгое время была на верхних строчках многих хит–парадов. Вместе с Иржи Хана стала посещать театры и концерты, и этот мир казался ей таким прекрасным...

Иржи и Хана.

После ее трагической гибели в автокатастрофе во Франции Иржи прожил всего год.

* * *

В Голливуде Соня Хени стала звездой 15 фильмов. Но слава закружила ей голову. Много позже ее родной брат напишет, что ее интересуют только деньги и секс: она как перчатки меняла богатых поклонников, увлеклась алкоголем и совсем не задумывалась о своем моральном облике. Ее имя постоянно мелькало в светских и скандальных хрониках, ее образ стал популярным при изготовлении кукол, однако даже разгульная жизнь не помешала сколотить такое состояние, чтобы Хени стала считаться одной из самых богатых женщин мира.

И это несмотря на множество указаний на связи с нацистами, на взаимную любовь с Гитлером.

Соня, «Порше» и мечты...

Уже отойдя от голливудских дел, она вернулась на родину, где в третий раз вышла замуж — за миллионера и судостроителя Нильса Унстада. Они обосновались в Осло и накопили большое собрание современного искусства, которое сформировало основу экспозиции для Художественного центра искусств Хени–Унстад. Нильс назвал в ее честь свой любимый корабль и был готов до конца своих дней терпеть ее скверный характер и бесконечные дрязги с родственниками.

Но... Но... Но...

Бродя по интернету и вслушиваясь в мотивы старых историй, я нашел среди прочего и такой вывод: если героиням волшебных сказок в конце воздается счастьем за годы тягот и лишений, то у Хени случилось все наоборот. Сладкую жизнь в 60–е спалила внезапно возникшая лейкемия. В 1969 году во время полета из Парижа в Осло она скончалась от рака крови, оставшись в памяти соотечественников ярким сочетанием гения и цинизма.

...А «Серенада Солнечной долины» по–прежнему звучит. И от «Чаттануги Чу–чу» по–прежнему у многих сносит крышу.

Михаил РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
5
Загрузка...