Как сложится судьба ребят, получивших 100 баллов на ЦТ?

Старт с отличного старта

То ли задания стали проще, то ли абитуриенты усерднее, но этим летом результат централизованного тестирования — 330 стобалльных сертификатов. А ведь совсем недавно такой итог казался чем–то фантастическим. Сравните: в 2007 году «сотен» было лишь 18, а пять лет назад — 65. Причем немало обладателей максимального сертификата готовились к экзамену самостоятельно. Но всегда ли удачный старт приводит к череде дальнейших побед? Ответить на этот вопрос «стобалльникам» еще сложнее, чем победителям международных предметных олимпиад, которых у нас тоже немало.


Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Обстоятельств сразу несколько. Во–первых, ЦТ в стране проводится чуть больше 10 лет, для глобальных выводов это не срок. Абитуриентам, которые первыми взяли наивысшую планку, сейчас нет и тридцати. Большинство же их последователей или еще учатся, или только–только становятся на профессиональные рельсы. Во–вторых, лишь с недавних пор внимание к «стобалльникам» стало пристальным: о них пишут газеты, снимает ролики телевидение... Найти же отличников ЦТ второй половины 2000–х практически невозможно даже в соцсетях по одной простой причине: пресса не сохранила ни фамилий, ни информации хотя бы о школах, которые они оканчивали. С получившими 100 баллов на централизованном тестировании относительно недавно другая загвоздка: не спешат ребята рассказывать о себе во всеуслышание. Мол, не готовы, не хочется хвастаться, и, вообще, добиться максимального сертификата — не значит быть успешным в жизни, это нам еще предстоит доказать. Хотя признают: да, по–прежнему есть цель чего–то важного добиться... Наконец, в–третьих, сами вузы отдельный учет таких абитуриентов ведут редко, ведь 100–балльные сертификаты автоматически получают и победители олимпиад, поэтому вовсе непонятно, сдавал ли человек ЦТ или нет. Приемные комиссии просто смотрят на итоговый балл, сверяют с проходным...

Спору нет, «стобалльников» традиционно много в самых престижных вузах — БГУ, Минском лингвистическом университете, БГУИРе... А вот в БГПУ имени М.Танка, по словам ректора Александра Жука, мало: «Они чаще идут на популярные специальности вроде экономики и ИТ. Но мне нравится, что к нам идут медалисты и выпускники лицеев и гимназий, и необязательно, чтобы они имели 100 баллов по предмету. Чем хороши медалисты, например? Тем, что с детства привыкли работать систематически по всем предметам, это от студента и требуется в вузе — умение трудиться постоянно, не выбирая приоритетные дисциплины. Мы анализируем сессии и видим, что у медалистов средний балл держится в районе 7,5, на истфаке и филологическом факультете — около 8, на физико–математическом — наоборот, чуть ниже. Однако доводилось видеть, как победителей олимпиад хватало на один–два семестра, а потом они переставали работать и становились середнячками...» В общем, в БГПУ придерживаются философского подхода: лучшим становится в итоге не тот, кто отлично изучил несколько предметов (и, как правило, с репетитором), а тот, у кого есть определенные способности и кто умеет трудиться, проникая в суть дисциплины, особенно математики, физики, химии, где нельзя выучить, надо понимать.

Именно это почти слово в слово повторяли и «стобалльники» прошлых лет, которых корреспондент «СБ» разыскала через БГУ. Что примечательно, все трое учились на одном факультете — прикладной математики и информатики, то есть, как верно предположил Александр Жук, изначально связывали свое будущее с ИТ–сферой. И все признают, что максимальный сертификат на их студенческие будни скорее никак не повлиял. Другое дело — врожденный интерес к предмету, увлеченность выбранным направлением.


Евгений Медведь

Скажем, Евгений Медведь пять лет назад был единственным, кто получил 100 баллов по физике. Хотя он выпускник не модной столичной гимназии, а средней школы № 1 Жабинки. С 8–го класса участвовал в олимпиадах по математике, химии и физике, а к поступлению готовился самостоятельно. На ЦТ по физике его в тупик поставила лишь одна задача из 30 — о движении частиц в магнитном поле. Но и она в итоге оказалась по плечу... Сегодня Евгений — магистрант БГУ и специалист по анализу данных одной из ИТ–компаний. Собственно, и специальность для совершенствования знаний выбрал в тему каждодневной работы — «Прикладной компьютерный анализ данных». Говорит, перед поступлением боялся оказаться в «группе менее увлеченных студентов», факультет тщательно выбирал — и не ошибся: учеба была в радость, в том числе благодаря множеству активных, интересующихся и интересных новых друзей.

Владислав Рудович (100 баллов по математике в 2011 году) тоже опровергает тезис, что максимальный сертификат не заработаешь без репетитора. В свое время он рассчитывал стать студентом без экзаменов — готовился к предметной олимпиаде. Но олимпиада — та еще лотерея: выпускник СШ № 3 Столбцов в финал не вышел и в июне экстренно начал готовиться к ЦТ по физике и белорусскому языку. Общий результат тем не менее оказался 340 баллов. Сейчас Влад шутит, что тот опыт авральной подготовки пришелся как раз кстати перед экзаменами, мол, студент начинает учиться только во время сессии:


Владислав Рудович

— Моих знаний после поступления хватило на первых пару месяцев, чем дальше, тем больше нового и интересного. А с самой первой пары по матанализу приходилось думать, даже если ты олимпиадник. Знаете, я за то, чтобы человек просто был в состоянии мыслить разумно и владел некими фундаментальными основами. Потому что сегодня, даже если ты чего–то не знаешь, но у тебя есть голова на плечах, современные технологии позволяют быстро изучить, понять или просто найти тот материал, который тебе необходим.

Штрих из послеуниверситетской жизни Влада: работая над приложением для дайверов, сам решил получить сертификат дайвера — «чтобы понимать, с чем имеешь дело». Между прочим, он с первого же курса решил сосредоточиться не на оценках (хотя и учился хорошо), а на практике. В итоге связал свою жизнь с программированием.

А вот Павел Сычев — из тех редких абитуриентов, которые справились на все 100 баллов сразу по физике и математике. Да еще и без репетитора! На ЦТ–2010 выпускник Лицея БГУ за полчаса выполнил всю часть А по математике и пять заданий из части В. За час до дедлайна справился и с физикой. Кстати, еще тогда он верил: жизнь не ограничивается рамками учебы. И одним из важных увлечений была подаренная родителями электрогитара. Музыка перетекла и в университетскую жизнь, но с каждым годом времени на хобби оставалось все меньше. Профессиональную карьеру Павел начинал как разработчик мобильных игр, а с четвертого курса работает в минском офисе «Яндекса»...

Уехать? Попробовать себя за рубежом? Есть «стобалльники», которые солидарны с победителями международных олимпиад: это не самоцель. Имеется интересная работа, увлечения, друзья и перспектива на родине. Хотя кто знает, как дальше сложится. Чтобы всегда быть в первых рядах, свою состоятельность придется доказывать каждый день.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Учитель математики средней школы № 10 Жлобина Анатолий Сафонов:

— 100–балльник — это хорошо, значит, это усидчивый, трудолюбивый, способный и внимательный ученик. Но семя дает хорошие плоды, если его посеять в благодатную почву и грамотно ухаживать за ним. Жить и выживать — разные понятия. Иногда учащиеся, выращенные в «тепличных условиях», ломаются и уступают тем, кому отметка доставалась труднее и кто познал и ее горечь, и ее радость. Другая беда в том, что многие сейчас выбирают профессии не те, к которым они могут приспособиться, а которые прорекламированы как высокодоходные. Неправильный выбор приводит к плачевным результатам. Как сказал один из руководителей отрасли ИT: «Учиться на программиста и быть программистом — разные вещи». И еще. Школа чаще всего является только теоретической базой, а вуз и производство во многом от нее отличны. Да и наставников сейчас на производстве, увы, поубавилось. А знаете, сколько было уже случаев на моем веку, когда молодые специалисты, придя на работу, в силу тех или иных причин «подвигали» своих вчерашних учителей в профессии? На Западе, между прочим, мало кто с кем делится профессиональными секретами, зная, что растит себе конкурента, у нас тоже все к этому идет...

Факты «СБ»

•  В 2011 году на ЦТ по английскому был лишь один стобалльный сертификат, причем у олимпиадницы, написавшей тест за 25 минут. Тогда выпускница средней школы Острошицкого Городка Александра Сидоренко стала первокурсницей Минского государственного лингвистического университета. Сейчас она живет за границей.

•  В этом году на ЦТ по белорусскому языку 100 баллов получили 50 человек. А в 2006 году по этому предмету не было ни одной «сотни». Тогда лучшим был результат 98 баллов: по столько набрали две абитуриентки — сдававшая в Минске Татьяна Выскварко и Инна Кравченок в Молодечно.

•  Нынешним летом три абитуриента набрали 100 баллов сразу по трем предметам: две ученицы из Бобруйска — по языкам и обществоведению, а выпускник столичной гимназии — по белорусскому, физике и математике. В 2013 году такие же результаты показали две кандидатки в студенты: минчанка Нина Барадулина — по русскому, английскому и математике, а Анастасия Таран из Речицы — по русскому, математике и физике.

Цифры «СБ»

Количество сертификатов ЦТ на 100 баллов

2011 — 65
2012 — 123
2013 — 247
2014 — 122
2015 — 277
2016 — 330

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 204 (25086). Суббота, 22 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter