Инновационная экономика: как Беларуси соответствовать мировым тенденциям
16.03.2016 20:00:18
Современные экономические условия диктуют новые правила. И самое важное из них — развитие кроется в инновациях. Настало время новой экономики, технологических революций и смелых, прогрессивных новаторов. В Беларуси за последние годы сформировалась законодательная база в области инновационного развития. В теории все предельно ясно, но на практике не хватает ресурсов и кадрового потенциала. Так как нам соответствовать мировым тенденциям?
Старт на новый уровень
Какой будет новая экономическая парадигма — самый животрепещущий вопрос современности. И он волнует не только Беларусь, но и весь мир. Однозначно понятно — каждому государству придется самостоятельно осваивать место под солнцем: лежаки для всех желающих и в новой экономической системе никто расставлять не будет.
О перспективах экономики, выходе ее на новые векторы развития, новые уровни конкурентоспособности рассказал начальник управления науки и инновационной политики Министерства экономики Дмитрий Крупский.
— По оценкам многих экспертов, и отечественных, и зарубежных, около 2010 года закончился восстановительный период нашей экономики после кризиса 90-х. За последние 15 лет наиболее значимые инвестпроекты реализовывались в основном в нефтехимии, металлургии, электроэнергетике, пищевой промышленности – отраслях, технологическая база которых относится к 4-му и 3-му техноукладам. Продукция, созданная на основе технологий 4-го техноуклада, находится сегодня на нисходящем тренде своего жизненного цикла, а 3-го техноуклада – фактически подошла к его финишу. Уже в ближайшем будущем (7—10 лет) она будет вытеснена с мирового рынка принципиально новыми товарами. Нельзя сказать, что в таком подходе не было резона. На пике нулевых годов происходило расширение экспортных рынков, такая стратегия была оправданна и внушала оптимизм, что будут увеличиваться объемы продаж за рубеж. До определенного времени так и происходило, но целый ряд факторов сегодня играет не в пользу наших предприятий. На этом фоне, заметные структурные сдвиги произошли в машиностроении, удельный вес которого снизился за период 1990—2014 годов более чем в два раза, с 33 до 14 %. А ведь этот сектор был «становым хребтом» экономики, отраслью, определявшей научно-технический прогресс… Особенно станкостроение, электроника и приборостроение, массово использовавших технологии 4-го и 5-го техноукладов. К сожалению, отсутствие спроса на их продукцию на традиционных рынках стран СНГ в 90-е, вкупе с неспособностью руководства госкомпаний быстро организовать эффективный маркетинг и реинжиниринг своих бизнес-процессов в «нулевые», привели к подобному результату.
Ответом на вызовы времени стал курс на инновационное развитие страны, провозглашенный в 2007 году. Предполагалось, что реализовав упреждающие решения по структурной перестройке экономики, ее переводу на путь инновационного развития, мы за 7—10 лет создадим современную конкурентоспособную экономику на базе 5—6-го техноукладов. К сожалению, этого не произошло по следующим причинам. Развитие любой экономической системы базируется на трех составляющих: нормативно-правовой базе, ресурсном обеспечении и кадровом потенциале.
В Беларуси за 2007—2012 годы сформировалась законодательная база в области инновационного развития: прописан порядок использования бюджетных и других средств, условия предоставления различных преференций, определены инструменты инновационной деятельности. Для нашей системы хозяйствования это очень важно, так как у нас действует принцип: разрешено все, что прописано в нормативно-правовых актах.
А вот финансов на развитие научно-инновационной сферы государством выделялось недостаточно. Задела для перехода экономики на 5—6-й технологические уклады не хватило. Расходы республиканского бюджета на науку и инновации за 2001—2005 годы составили 0,35 процента к ВВП, за 2011—2015-й —0,28 процента. В итоге технологический задел для формирования современной технологической базы оказался недостаточным. Так, например, среднегодовое количество создаваемых новых технологий снизилось с 370 единиц в 2001–2005-й до 78 единиц в 2011–2015 годы. На эту проблему наложилась и третья составляющая — недостаток кадрового потенциала. Еще в 2003 году Государственный комитет по науке и технологиям сделал оценку: для активизации развития на новом уровне стране необходимо около 7 тысяч специалистов в области инновационного менеджмента. Но за 2011—2014 годы переподготовку и повышение квалификации по таким специальностям проходили всего 280—350 человек ежегодно.
Вышеперечисленные проблемы предопределили необходимость принятия Директивы № 3, которая стала судьбоносным событием и для экономики в целом, и для инновационной сферы. Зафиксированные в документе стратегические решения, назревшие, выстраданные жизнью, нацелены на переориентацию экономики на инновационное развитие. Если посмотреть нашу отраслевую технологическую структуру, она еще далека от мировых тенденций. Государственный комитет по науке и технологиям приводит следующие данные: доля 3-го техноуклада в нашей экономике составляет 23,9%, 4-го — 68,7%, а 5—6-го — только 7,7%. А в США продукция 5-го техноуклада занимает 50%, а 6-го — 5%.
Директива № 3 ориентирует страну на структурную перестройку, ускоренное технологическое развитие. Беларусь — относительно небольшое государство, поэтому выбран путь модернизации через создание площадок, которые будут выступать авангардом развития высокотехнологичного сектора. На их базе за пятилетку сформируется анклав новой экономики, которая в течение последующих десяти лет существенно потеснит традиционный сектор.
Возникает резонный вопрос: какие компании будут работать на этих площадках? Для этого в директиве отдельным пунктом прописана идея бизнес-инкубирования, создания благоприятных условий для стартапов, с прицелом, что они вырастут в инновационные предприятия новой волны. Такая система будет способствовать появлению критической массы малых и средних инновационных фирм, которые выступят разработчиками и пользователями компетенций 5—6-го техноукладов. И для этого уже создан определенный задел. Ранее принятыми программными документами предусмотрено развитие стартап-движения, направленного на вовлечение молодежи в инновационно-предпринимательскую деятельность. И она постепенно активизируется. Когда в 2012 году только начиналась организация профильных мероприятий, чиновники из некоторых ведомств и на местах относились к идее скептически, не верили в ее перспективу. Но за три года количество стартап-мероприятий, их участников, представленных на них проектов удвоилось.
Сегодня в мировой экономике много неопределенности. Собственно говоря, никто не знает, по какому пути пойдет технологическая революция, какие новые товары появятся в ближайшей перспективе.
Поэтому возрастает роль новаторов, прогрессивно мыслящих людей, носителей новых знаний, готовых выступать субъектами стратегического действия, творцами истории. Стартап-движение позволяет создать условия для развития таких личностей. В обстановке неопределенности именно они оказываются на острие развития.
Всему обществу психологически тяжело сразу оторваться от привычного уклада жизни. Тем не менее не зря же в экономической литературе говорят, что инновации побеждают экономические кризисы. Директива № 3 дает карт-бланш на два принципиальных процесса. Во-первых, на управляемую структурную перестройку экономики. Реализация намеченных мероприятий приведет к увеличению количества компаний — носителей технологий 5—6-го укладов. В их пользу будет происходить перераспределение ресурсов, и эти деньги вместе с ростом таких фирм будут трансформироваться в капитал. Во-вторых, директива предусматривает интенсивную модернизацию социальных институтов. По некоторым из них мы достаточно сильно отстали. Например, распространенный в Беларуси тип универсального завода, когда под одной крышей существуют и основные и вспомогательные производства, был характерен для мировой экономики до конца 80-х годов. Сейчас повсеместно используется кластерная модель, которая ориентируется на специализацию, передачу на аутсорсинг непрофильных видов деятельности и активов. Такая организация производства мобильна точно конструктор Лего: гибко адаптируется к потребностям рынка и конкретного потребителя, что позволяет проектировать и выпускать конкурентоспособную продукцию. Для большинства белорусских топ-менеджеров кластерный подход является еще смутным и непонятным, но по мере апробации кластерной модели на практике, она станет неотъемлемой частью хозяйственной жизни. Так происходило с бизнес-планированием, аудитом, маркетингом – необходимость и значимость этих практик хозяйствования и управления более не оспаривается. Параллельно с изменением институциональной среды будут происходить и структурные сдвиги в экономике. Процесс не автоматический, за прогресс приходится бороться. Так было во всех странах. Беларусь не является исключением. Новая экономика должна не просто развиваться, но поступательно замещать старую. Соответственно, и темп перераспределения ресурсов должен коррелироваться с этими процессами.
volchkovvv@mail.ru
Бизнес после уроков
Трепещите, опытные бизнесмены, — в предприниматели рвутся тинейджеры. Те самые нигилисты, вооруженные ноутбуками и айфонами, ломающие традиционные каноны и представления о маркетинге, менеджменте да и в целом развитии компании. Им пока по 12—17 лет, за плечами нет классического образования и всепроникающего диплома МВА, но отсутствие этих академических знаний превращает их в бесстрашных охотников за идеями. Иногда самыми экстравагантными, эксцентричными, мимо которых прошел бы умудренный опытом менеджер. Но именно такие ребятки из Google, Facebook и сонма других стартап-компаний завладели эмоциями инвесторов, концентрируют в своих акциях мировой капитал и начинают перекраивать мир. Такие пассионарии водятся не только в Силиконовой долине. Молодых, ранних и амбициозных хватает и в Беларуси. Как они планируют взлетать до высот бизнеса? Но обо всем поподробнее.
Парадоксально, но прорывные идеи, технологии, товары, которые переворачивали рынки и представление об их устройстве, придумывали люди, в биографии которых не было даже выпускного в колледже. Генри Форд, Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Илон Маск... Портретная галерея талантливых изобретателей и великих новаторов длинная, но еще есть немало свободных мест. Белорусские юноши и девушки уже взяли в прицел некоторые пустующие «рамки».
— На курсах нам сказали начинать свой бизнес уже с 15 лет, — говорит Анастасия Джунг, одна из учениц минской школы предпринимательства для подростков Tenn Guru бизнес-клуба Imaguru. — Мне уже 14: еще несколько месяцев — и пора серьезно подумать над этим вопросом.
Для Насти каникулы — долгожданный подарок. Есть свободное время, чтобы окунуться в такую пока незнакомую, но очень интересную и неожиданную предпринимательскую среду. И девушка мчится на лекции и мастер-классы, которые проводят действующие бизнесмены. Минимум скучной теории, максимум жизненной практики.
Настя со своей командой неделю корпели над идеей голографического экрана. По задумке, из маленького «кубика» он может растянуться до любых комфортных для пользователя размеров.
— В нашей команде было три человека. Требовалось придумать что-то новое, но в голову ничего не приходило. Поэтому фантазировали — вдруг искра проскочит. Может, соорудить летающий скейтборд? Или сконструировать специальных муравьев, которые бы сами строили дома из кирпичей и блоков? — вспоминает Анастасия. — Так среди веселой шелухи прозвучала мысль придумать новый экран. Зацепились. Каким должен быть монитор следующего поколения? Наверное, голографическим. Стали анализировать плюсы, минусы, составлять бизнес-план…
Жюри бизнес-ангелов согласилось с подростками — коммерческое зерно в их идее есть. Но чтобы окончательно оценить изобретение, его перспективы и риски, необходимо сделать прототип. Сейчас ребята задумываются над этой проблемой: игра превращается в первый шаг к собственному делу.
Недельный курс предпринимательства нацелен на то, чтобы ребята познакомились с основными видами деятельности в бизнесе, смогли придумывать, создавать и реализовывать свои смелые идеи. Чаще всего дети приходят в школу сами, редко когда за руку приводят родители. Одним ребятам хватает недельной прогулки по бизнес-знаниям, но некоторые потом записываются на более длительные курсы, которые окунают их в среду инновационного предпринимательства на 4 месяца. Тут уже пытливые умы учат не только блистать оригинальностью и неординарностью мышления, но и обучают коммерческой рутине: разрабатывать маркетинговую и финансовую стратегию, управлять брендом, основам дизайна — без него нынче никуда. Даже точилку не продашь.
— К своим проектам они относятся серьезно, несмотря на возраст, — рассказывает менеджер проекта Надежда Путято. — Просчитывают себестоимость прототипов, желаемую и возможную прибыль, издержки на зарплату… Они получают не только знания, но и нарабатывают контакты, которые так необходимы в бизнесе. Нередко менторы замечают талантливых ребят, берут в свою компанию на стажировку.
Например, бизнес-ангел Александр Кнырович уже предложил команде юных предпринимателей финансовую помощь. Но они должны сделать работающую модель своего изделия — стельки с подогревом TermalStep. Они собирают и накапливают энергию, которая возникает при ходьбе, и используют ее для сушки обуви. Работают автономно, зарядка им не нужна, но при этом они не толще обычных кожаных или войлочных стелек.
— Таких в мире нет, — утверждает 15-летняя Лера Костенко, занимающаяся продвижением этого проекта. — В них есть слой пьезокристаллов, передающих заряд энергии на плату с диодами, которая находится по всему периметру стельки. При ходьбе она нагревается, и ногам становится тепло.
По словам Леры, срок эксплуатации их стелек около двух лет. Себестоимость — 61,5 доллара. Предполагаемая розничная цена — 86 долларов. Основной потребитель — люди, сталкивающиеся с экстремальными условиями работы: силовики, нефтяники, геологи… Словом, кому некогда и негде сушить промокшую обувь. Ребята логично полагают, что рынки сбыта их инновации лежат рядом с полярным кругом: Скандинавские страны, Россия, Канада, Аляска.
— Над проектом мы работали два с половиной месяца. Когда закончили, поняли, что нужны средства на прототип. Их пока не нашли. Но, думаю, эта проблема решится, — говорит Лера.
Все ли ребята собираются в таком юном возрасте серьезно заниматься предпринимательством? Безусловно, нет. Но отмечают, что курсы юных предпринимателей позволяют ближе познакомиться со взрослым миром, финансовой грамотностью и научиться понимать вещи, о которых в школе не рассказывают.
— Было бы хорошо, чтобы занятия по маркетингу, экономике, самореализации проходили в школе как факультативы, — рассуждает 15-летняя Настя Коледа. — Стану ли я предпринимателем? У меня нет такого стремления. Но знания, которые я здесь получила, уже пригодились. Например, когда смотрю кино, то понимаю, где была использована реклама и для чего. Я уже осознаю, как эти уловки влияют на мое мышление!
— Школе нужна реформа: на дополнительные занятия к нам нужно приглашать бизнесменов, нас нужно водить на экскурсии на предприятия и в фирмы. Так мы сможем посмотреть, что и как работает и создается. Во-первых, мы узнаем всю структуру изнутри, а во-вторых, возможно, сами предложим идеи для развития предпринимательства, — вторит Настя Джунг. — Это будет выгодно всем: предприниматели смогут получить практически бесплатные идеи для развития бизнеса, а мы узнаем что-то новое для себя.
— Как у нас вырастут хорошие руководители и бизнесмены, если так мало возможностей для самовыражения детей в сфере предпринимательства? В вузах будут этому учить? Нас все интересует уже сейчас, — твердо и уверенно говорит Настя Коледа. — Мы хотим учиться и в будущем зарабатывать хорошие деньги на своих знаниях. Бизнес-образование — это прерогатива не только взрослых. Мы хотим, чтобы к нам и нашим идеям прислушивались.
И с девушкой сложно поспорить…
alinakasel@gmail.com
Окунуться в учебу
Конкурентоспособную экономику невозможно создать без соответствующей инфраструктуры образования. И в этом вопросе в Беларуси существовал определенный пробел. Нет, средняя и высшая школы, при всех своих недостатках и заслуженной критике, выглядят достаточно достойно. В том числе и на международном уровне. Но последипломное образование и различные системы повышения квалификации, особенно для управленцев, мягко говоря, не являлись нашей сильной стороной. И очень правильно, что этой проблемой озаботились на государственном уровне.
Возможно ли за неполных пять лет создать в Беларуси 25 школ МВА? Несомненно. У нас уже есть немало достойных специалистов и бизнес-тренеров, которые готовы делиться своим опытом ведения бизнеса в различных аспектах. Но существует и ряд проблем.
Прежде всего для развития бизнес-образования не стоит укладывать его в прокрустово ложе курсов МВА. Это великолепная обучающая технология, признанная во всем мире, обкатанная, отработанная. Несомненно, предусмотренный МВА комплекс знаний необходим руководителям, но он полезен и эффективен уже далеко не всегда и не везде. Не буду вдаваться в подробности, но курсы МВА были прорывом для реалий экономики прошлого века. Сегодня многие бизнес-процессы кардинально изменились. Поэтому немало экспертов уже сомневается, являются ли ценными эти знания для создания и развития инновационных компаний «новой волны». Хотя, несомненно, для руководителей высшего и среднего звена крупных предприятий и холдингов диплом МВА не теряет актуальности.
Вообще бизнес-образование — очень пластичная, динамичная отрасль. Попытки заключить ее в какие-то жесткие рамки могут только затормозить ее развитие. Сегодня мир переживает очередную технологическую революцию, меняются технологии, системы управления, подходы к производству, в целом к экономике. Соответственно, стремительно изменяется и система бизнес-образования, находясь в постоянном поиске новых форм и методик, чтобы максимально отвечать проблемам сегодняшнего дня с прицелом на завтрашний. Какой будет экономика через несколько лет, какие знания будут востребованы — никто толком не знает. В том числе и на Западе. Идет творческий процесс разработки новых образовательных технологий. И введение жестких стандартов может только его затормозить. К счастью, в Беларуси понимают эту проблему, между профильными ассоциациями и органами государственного управления налажен конструктивный диалог, создана площадка, на которой обсуждаются все проблемы. Словом, есть все предпосылки к тому, что нормативные и административные решения будут приниматься с учетом мнения участников рынка и в интересах его всестороннего развития. На мой взгляд, важно сформировать комплексную систему, в которой были бы и «длинные» программы, и обучающие курсы, сконцентрированные на конкретной узкой проблематике. Например, организации экспортных поставок и выходе на новые рынки сбыта.
Несомненно, очень важный аспект подготовки менеджеров для новой экономики — создание стимулов для инвестирования в образование. Их пока, считаю, недостаточно, чтобы сделать повышение квалификации привлекательным. Предложение сегодня на белорусском рынке есть, но чтобы бизнес-школы множились и развивались, необходимо формировать спрос. Это тоже отдельная и большая дискуссионная тема, какими инструментами «загонять» управленцев за парты. Конечно, порой очень условные: коммуникационные технологии позволяют в ряде случаев получить необходимый пакет знаний, не перемещаясь по аудиториям. Тем не менее подтолкнуть людей к повышению своего уровня образования необходимо. Особенно это касается предприятий и компаний с долей собственности государства. В большинстве случаев, к сожалению, у них еще отсутствует понимание, что в современной экономике основа конкуренции будет концентрироваться именно вокруг знаний.