Чего ждут французы от Макрона

Старт Макрона

Чем обернется победа 39-летнего банкира для Пятой республики и для ЕC?
Когда стали известны итоги президентских выборов во Франции, многие в Брюсселе, Берлине, да и самом Париже вздохнули с облегчением. Триумф Эммануэля Макрона, ставшего в свои 39 лет самым молодым хозяином Елисейского дворца, оказался хорошей новостью для тех, кто опасался, что Францию захлестнет волна национализма и антиглобализма. А такой сценарий на этот раз был близок как никогда.


Фото Рейтер


Не знаю, обратили ли вы, уважаемые читатели, внимание на то, что на митингах сторонников лидера ультраправых Марин Ле Пен преобладали представители среднего и старшего поколения, люди состоявшиеся и вполне здравомыслящие. Это те граждане, которые достигли определенного положения в обществе и которым есть что терять. А потому во главу угла они ставят вопросы безопасности. В лице Марин Ле Пен с ее  националистическими лозунгами они надеялись обрести надежную защиту от нашествия мигрантов и террористов, которые часто ассоциируются с приезжими. Против такого козыря своей соперницы Макрон должен был выставить нечто неординарное. И он принял решение сделать ставку на молодежь. На тех молодых граждан, для которых история началась в конце прошлого столетия, с крахом СССР и созданием ЕС. Все, что было до этого — национальные государства и войны, социальное неравенство и неспособность всех обеспечить работой, расовые и религиозные предрассудки — пережитки прошлого, и с ним нужно покончить раз и на-всегда. Макрон сумел убедить своих сторонников, что традиционные политические  партии (правые при Николя Саркози, левые при Франсуа Олланде) — это тоже выходцы из “проклятого прошлого”. Итогом их правления стало сегодняшнее бедственное положение страны и отсутствие перспектив у молодежи. Свыше 66 процентов избирателей, пришедших на участки для голосования, увидели в центристе Макроне того политика, который сумеет преодолеть кризис традиционной политической системы. Молодое поколение разглядело в нем “своего парня”, политика новой формации, пришедшего из мира бизнеса и знающего, как зарабатывать и тратить деньги, умеющего блестяще излагать свои мысли про новые технологии, свободу и могучую Европу, сила которой — во Франции.

Любопытно, но политика не всегда была целью Макрона. В детстве он мечтал стать писателем, сочинял стихи и романы про испанских конкистадоров. Однако в 16 лет все изменилось. Парень влюбился в свою учительницу французского Бриджит Тронье. Дочь шоколадного магната, она была старше своего ученика на 24 года, да к тому же еще и замужем. Эта история очень быстро стала достоянием общественности небольшого городка Амьен, и родители Эммануэля, дабы избежать лишних сплетен и кривотолков, отправили сына доучиваться в Париж. Перед отъездом Эммануэль в лучших традициях своих собственных (так нигде и не напечатанных) романов поклялся вернуться в Амьен независимым и богатым и жениться на своей возлюбленной. Слово свое он сдержал. Пикантность ситуации в том, что у Бриджит к тому времени было уже трое детей.

Столь же решительно и твердо Макрон шагал по карьерной лестнице. После учебы в университете он окончил престижную Национальную школу администрации, работал в министерстве экономики, а затем перешел в банк Rothschild & Cie Banque, принадлежащий семье Ротшильдов. Там он получил прозвище Моцарт финансов за то, что убедил компанию Nestle купить подразделение компании Pfizer по производству детского питания. Комиссионные от этой операции сделали Макрона миллионером. По данным британского издания Financial Times, он заработал на сделке около трех миллионов евро.  

В 2014 году Франсуа Олланд назначил молодого и амбициозного Эммануэля Макрона министром экономики, промышленности и цифровых дел. Тогда же правительство взяло на себя практически непосильную задачу — реформировать Трудовой кодекс Франции. Реформа вызвала массовые протесты, так как отнимала у работников часть льгот и преимуществ, например, упрощала процедуру увольнения. Зато от нее выиграли работодатели: нерадивых служащих стало намного проще уволить. Эммануэль Макрон посягнул даже на 35-часовую рабочую неделю, которая считается одним из ключевых достижений французской социальной системы. Такие планы вызвали объяснимое сопротивление со стороны профсоюзов. Очевидно, теперь у Макрона гораздо больше возможностей и полномочий для продвижения своих идей.

Чего же ждут от него французы? Один из самых больных вопросов, который не смог решить предыдущий президент Олланд, — это высокая безработица. Она сохраняется на уровне 10 процентов, а среди молодежи почти каждый четвертый не может найти свое место на рынке труда. Макрон предлагает заменить государственные пособия и иные льготы для трудящихся на повышение минимальной оплаты труда и госинвестиции в экономику. Чем обременять бюджет бесконечными пособиями, которые отнимают у людей стимул к труду, лучше дать им возможность достойно зарабатывать. А те безработные, которые недостаточно усердно ищут вакансии или отказываются от разумных предложений, должны и вовсе лишиться помощи от государства.

Но и работодателей будут поощрять за создание стабильных рабочих мест, с бессрочными трудовыми контрактами. Одновременно Макрон планирует развернуть масштабную программу профессиональной переподготовки и открыть шлюзы для развития бизнеса, чтобы создание предприятия не упиралось в колоссальные бюрократические препоны.
Если реформы Макрона потерпят провал, то на следующих выборах к власти уже реально могут прийти право- и леворадикальные партии, напор которых все труднее сдерживать. Все больше французов голосует против подчинения страны Брюсселю, против евровалюты, евроинтеграции, глобализма. Игнорировать этот факт невозможно. А значит, изменения в экономике и системе управления неизбежны.
Эксперт-международник Александр Мельник выделяет еще один привлекательный пункт в программе Макрона — снижение государственных расходов:

— Сейчас Франция — чемпион Евросоюза по этому показателю, госрасходы в стране составляют 57 процентов от валового национального продукта. Выше только в Швеции, но там гораздо более эффективное государство.

Не последнее место в программе Макрона уделено безопасности. Он собирается увеличить численность полицейских на десять тысяч человек, наделить их дополнительными полномочиями, построить новые тюрьмы, а также повысить боеспособность армии. При этом Макрон известен как убежденный сторонник Евросоюза и считает, что от единого рынка и коллективной безопасности Франция только выиграет.

В общем, пока новый президент говорит то, что от него хотят слышать избиратели. Не объясняет он только одного: откуда возьмет ресурсы на достижение заявленных целей. Аналитики полагают, что единственный способ решения поставленных задач — заставить европейские механизмы работать на Францию. Проще говоря, “подвинуть” ее главного конкурента в ЕС Германию, чтобы та дала Парижу послабления в части соблюдения бюджетных и финансовых правил игры и поделилась с французскими компаниями частью экспортных рынков (не будем забывать, что Макрон пришел во власть из крупного бизнеса). Но согласится ли на такие условия Берлин? С одной стороны, с какой стати немцы станут пускать французов в Польшу, Чехию, Венгрию, Турцию и другие страны? С другой — в Германии отлично понимают, чем обернулся бы для Евросоюза приход к власти французского “Национального фронта”, поэтому вполне могут сделать шаги навстречу Макрону.

Пока избранного президента поздравляют с победой, Франция готовится к новым выборам, на сей раз парламентским, которые пройдут в июне. Эта избирательная кампания станет первым серьезным экзаменом для Макрона, поскольку его движение “Вперед!” вряд ли получит большинство в парламенте. А это значит, новой власти предстоят напряженные переговоры с другими партиями, чтобы создавать коалиционное правительство.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter