Старт для командира

Факультету внутренних войск — 15 лет
Способны ли вы промчаться 100 метров за 12 секунд, преодолеть километр за 3 минуты и подтянуться на перекладине 13 раз? Не уверены? Тогда шансы стать курсантом факультета внутренних войск Военной академии невелики. Помимо блестящих знаний, абитуриенты должны продемонстрировать отличную физическую подготовку. Иначе как осилить марш–бросок на учении или не «потерять дыхание» в погоне за преступником? С каждым годом требования к будущим офицерам все выше и выше. На что же настраиваться тем, кто летом принесет документы в приемную комиссию? Лучше начальника факультета, полковника Игоря Науменко, отдавшего образовательному процессу 9 лет жизни и службы, об этом никто не расскажет.

— Игорь Николаевич, ваш факультет в своем роде уникальный. Редкий случай, когда учебное заведение располагается на территории боевого подразделения — бригады специального назначения.

— Это и в самом деле нетипично. Войсковая часть 3214 — одновременно и место службы, и академический городок. В этом сочетании немало плюсов. Курсанты не варятся в собственном соку, а живут жизнью настоящего воинского коллектива. В частности, у ребят есть возможность ежедневно закреплять теорию на практике (это помимо стажировок, предусмотренных учебным планом). Выдался часок свободного времени — старшекурсники по договоренности с руководством бригады отправляются в солдатские расположения: отдавать реальные приказы и команды. Заодно можно потренироваться в ораторском искусстве — скажем, провести воспитательный час. Для военного управленца это очень важно — уметь зажечь словом.

Кроме того, мы финансово независимы от академии. Числимся на балансе внутренних войск. Это тоже дополнительные перспективы. За счет выделенных средств выстроили собственную криминалистическую площадку, приобрели новую компьютерную технику.

— На факультет внутренних войск зачисляются лучшие из лучших. Ниже 4 человек на место конкурс не опускается. И все же кому отдается приоритет при поступлении?

— Все в равных условиях. Критерий один: выстоял на вступительных испытаниях — стал курсантом. Конечно, хотелось бы видеть среди первокурсников побольше тех, кто уже отслужил в армии. Таких, к сожалению, немного. Не выдерживают вчерашние солдаты конкуренции с теми, для кого недавно прозвенел последний звонок. За 1,5 года знания забываются. Чтобы подтянуть срочников по вступительным дисциплинам — русскому (белорусскому) языку, истории Беларуси и математике, — в последнее время незадолго до увольнения в запас для всех желающих проводятся установочные сборы, что–то вроде подготовительных курсов. Думаю, в скором времени процент курсантов с армейской закалкой вырастет.

— Вот уже седьмой год как факультет перешел с 4–летнего на 5–летний срок обучения. В графе «Специальность» в дипломе теперь значится: офицер по управлению подразделениями внутренних войск — юрист. Зачем защитнику правопорядка статус юриста?

— А как, по–вашему, можно защищать закон, толком его не зная? Это же элементарно: задерживаешь человека — нужно объяснить ему, на каких основаниях.

— Предполагается, что правовые знания пригодятся и на гражданке, если офицер решит оставить военную карьеру?

— Есть такой момент. Хотя кадровая текучка для внутренних войск, куда попадает 95 процентов выпускников факультета, не характерна. После окончания первого контракта, когда вероятность разочарования в службе выше всего, увольняются единицы. Факультет внутренних войск — прекрасный старт. Многие бывшие курсанты с течением времени оказываются в Службе безопасности Президента, в других силовых структурах. Военная составляющая образования очень ценится. Зачем же терять такие перспективы?

— Одно дело сменить школьную скамью на обычный вуз, и совсем другое — Военная академия. Как помогаете ребятам преодолеть комплекс «гражданского человека»?

— Не скрою, новичкам приходится нелегко. Распорядок строгий: подъем в 6.00, отбой в 22.00. Весь день расписан по минутам. С непривычки вписаться в этот ритм сложно. Поэтому наш факультет первым в академии ввел так называемый курс молодого бойца. Около месяца наши новобранцы проходят общевойсковую подготовку в учебном центре в Воловщине. Учатся стрелять, ходить строем, словом — быть военным. Что греха таить, бывает, на первых порах без слез не обходится. Помню одного первокурсника, крепкого такого на вид деревенского парня. Стрельбы идут, пальба, хоть уши закладывай, а он сидит и плачет. «Что такое?» — спрашиваю. «Маму, — говорит, — вспомнил».

— И что же вы сделали?

— Обнял его по–отцовски. Проявить человеческое участие к подчиненному не зазорно. Этот парень потом вуз окончил с отличием, сейчас командует взводом.

— А что вы вообще думаете о роли командира в курсантском коллективе?

— Первый командир — это как первый учитель. Ему подражают всю жизнь. Ведь что заложишь в ученика, то потом в нем и прорастет. Приятно, когда приезжаешь в часть, а твои бывшие курсанты, ныне командиры, бегут поздороваться, рассказать о своих успехах. Безусловно, авторитет нужно уметь завоевать. Чем? Личным примером. Требуешь выполнить ту или иную задачу от подчиненного, значит, сам обязан уметь это сделать лучше. Я бесконечно благодарен всем своим предшественникам. До меня на факультете сменилось шесть начальников. И каждый из них вложил в дело частичку своей души. Отдельное спасибо полковнику Сергею Конопацкому и полковнику Александру Санкевичу. На этих командиров очень хочется равняться.

— Краповый берет — мечта любого военнослужащего внутренних войск. А у курсантов есть право побороться за обладание им?

— В состязаниях за краповый берет ребята могут принять участие после 3–го курса. К этому времени они уже успевают возмужать, окрепнуть. Словом, есть шанс выдержать все этапы испытания, в том числе и заключительный — спарринг. В минувшем году среди выпускников было семь «краповиков».

— И в заключение о веселом. Слышала, ваша команда КВН пробилась в первую лигу минских клубов.

— Соответствуем названию — «Напролом!». Знаете, когда наши веселые и находчивые вышли на сцену КЗ «Минск» в полной боевой экипировке, зрителей захлестнули эмоции. Когда шутят военные, публика заводится по полной. А если серьезно, и в воинском коллективе есть место творчеству и самовыражению.

Фото Артура ПРУПАСА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter