Елена Атрашкевич: какое будущее ждет Белорусский союз композиторов?

Старт дан — не забудем о финише

Недавно избранный председатель Белорусского союза композиторов Елена Атрашкевич — первая в его истории женщина, занявшая этот пост. В этом году объединение оказалось на распутье: одного за другим потеряла белорусская культура двух народных артистов — заместителя председателя союза Эдуарда Зарицкого, а затем и Игоря Лученка, бессменного руководителя на протяжении десятилетий. Новый глава — новый вектор развития. Какой будет отечественная музыка и в каком объеме она дойдет до широкого слушателя, во многом зависит от работы творческого союза.



— В каком положении сегодня находится Белорусский союз композиторов? Иногда слышишь мнение, что идея творческих союзов себя изжила…

— Союз композиторов существует, чтобы популяризировать белорусскую музыку. Сейчас от меня как от председателя ждут каких-то новых шагов, проектов, решений. Благо есть целый ряд предложений, есть команда, стабильно работающее правление, прекрасный заместитель Виктор Кистень, который в сложный период отсутствия руководства взял на себя координирующие функции. Так что мы будем работать и придумывать новые проекты, потому что только таким образом можно о себе заявить. У всех разная степень активности: есть те, кто прекрасно пишет музыку и умеет ее продюсировать — они звучат, их много исполняют. И масса авторов, которые создают высококачественный продукт, но он не доходит до исполнителя, остается известным узкому кругу. Союз композиторов объединяет людей по профессиональному компоненту — и защищает их самим понятием членства, которое является знаком качества и говорит о том, что у человека есть образование.

— Но ведь в реестре профессий с момента распада СССР нет ни композитора, ни писателя.

— Вы правы, к сожалению. Значит, нам надо работать и в этом направлении. Наши композиторы служат, например, в театрах — но в качестве музыкальных руководителей, звукорежиссеров или преподают. И тем не менее в дипломах большинства членов союза, и у меня в том числе, значится «композитор, педагог».

— Авторов, работающих в крупной форме, сегодня не так много: и затратно по времени, и написание балета или оперы требует сотрудничества как минимум с классным либреттистом (а их у нас единицы), режиссером, хореографом, сценографом... Как можно выстроить это взаимодействие, чтобы выполнить поставленную Президентом задачу по созданию национальных постановок?

— Поиск сюжетов — направление, которое коллегиально задается Министерством культуры и потенциальными заказчиками, театрами. А нам нужен для начала, наверное, какой-то штат либреттистов, а не пара имен, как сейчас, и для этого как минимум союз композиторов и союз писателей должны работать в очень хорошей сцепке. Это одна из задач, которую я себе ставлю. Мы не знаем, что сейчас лежит в закромах у литераторов, может, там уже имеются готовые либретто. Точно так же и композиторы — у меня самой есть проект на стадии клавира, который я не могу реализовать уже 15 лет, и думаю, что в такой ситуации находятся многие.

— Насколько вообще сейчас легко композитору доходить до исполнителя и далее до слушателя? Широкая публика более-менее знает тех, кто пишет песни для эстрады, но чаще всего мало осведомлена о сочинителях академической музыки.

— Сегодня маститые авторы — Василий Раинчик, Леонид Захлевный, Олег Елисеенков, Дмитрий Долгалев, Валерий Иванов — все-таки представители в большей степени добротной академической школы белорусской песни. Не стало Игоря Лученка, не стало Эдуарда Зарицкого — ушли корифеи. А категория не пополнилась новыми именами, которые прозвучали бы так же громко. Да, при этом на эстраде есть и другие авторы, которые популяризируют себя, их любят, они в тренде. Но сказать, что в союз пришло молодое поколение, которое так же качественно работает в белорусской песне, как это делают мэтры, я пока не берусь. И потом есть проблема узнаваемости: стоит композитору не появляться в массах какое-то время, его забывают. Если такова ситуация на песенном направлении, представьте, насколько тяжело реализовать себя авторам в других жанрах! Хотя в последние 3 — 4 года в области, к примеру, хоровой музыки идет хорошее движение. А это большой пласт, который охватывает школы, ссузы, вузы, творческие коллективы, самодеятельность. Могу назвать целый ряд авторов, чью музыку для хора с удовольствием исполняют: Евгений Поплавский, Лариса Симакович, Алина Безенсон, Олег Ходоско, молодые композиторы — Вячеслав Петько, Ольга Подгайская, Константин Яськов… Великолепно работают в инструментальной музыке Галина Горелова, Валерий Каретников и многие другие. Но то, что композиторам трудно популяризировать серьезные жанры, — это абсолютно точно. Сложнее всего пропагандировать симфоническую музыку, потому что это затратный вид деятельности во всех смыслах: и для написания, и для озвучения. Если миниатюру может исполнить один солист или камерный ансамбль, то произведения для оркестра предполагают коллективную работу большого количества людей. Но на чем еще набивать шишки и приобретать опыт? Свою музыку автору надо слышать, чтобы понимать, куда он движется.

— Эта проблема особенно остра для молодых композиторов.

— У нас есть целый ряд идей, как ее решить. Например, задействовать оркестры не только в Минске, но и в регионах. Надеюсь, что при поддержке хотя бы рекомендательной Министерства культуры мы сможем двигаться в данном направлении. Опять же Белорусское радио всегда готово помогать в нашей работе, и здесь тоже есть мысли по поводу сотрудничества.

— А как обстоят дела с детско-юношеским репертуаром? Например, в соседней России в этом плане практически катастрофа.

— У нас по сравнению с Россией положение как раз очень выигрышное — для детей пишут много и хорошо. Причем педагоги и музыкальные работники быстры на подхват песен, особенно на белорусском языке — и тем более если автор щедро выложил в интернет фонограмму. Тогда песня будет звучать везде!

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter