Староста — первый помощник

В этом уверены жители Рабунского сельсовета Вилейского района

Староста — первый помощник, уверены жители Рабунского сельсовета Вилейского района

Ухоженный сад, аккуратные грядки, скошенная трава возле забора, корова, поросята, куры… Двор Ивана и Марии Аносович, жителей небольшой деревушки Косута в Вилейском районе, поражает воображение. Особенно когда узнаешь, что хозяйством занимаются люди, разменявшие девятый десяток. Иван Михайлович — церковный староста местной церкви святых апостолов Петра и Павла. Вместе с Марией Гаврииловной они вырастили дочь, внуков, которые хоть и уехали из отчего дома, о нем не забывают: регулярно наведываются к старикам, присматривают за огородом, домашней живностью. Впрочем, помогают не только родственники: местная власть не бросает их на произвол судьбы. Особенно активный помощник Анатолий Качан — местный староста, пятый год работающий с людьми.

— В нашей деревне проживает 9 человек, — рассказывает Анатолий Иванович. — Люди в основном пожилые, им тяжело доехать по различным мелким вопросам в сельсовет. Поэтому обращаются ко мне и по бытовым вопросам, и просто за советом.

Старосту уважают не только в собственной деревне. Анатолий Иванович помогает всем, кто в этом нуждается. Заключение договоров на вывоз мусора, помощь в установке забора, покраска, организация субботника и участие в нем — нет такого дела, к которому он не приложил бы руку. Так и во время нашей встречи мужчина помогал председателю местного сельсовета доставить новый забор для агрогородка, статус которого получает деревня Кривое Село.

Бывает, правда, что староста и местные жители при всем взаимном уважении не понимают друг друга. Как, например, в решении вопроса по табличкам с нумерацией домов: люди дали заявку на новые таблички, а когда настало время их заказывать, так и не пришли к общему заключению. Впрочем, решенных вопросов все же больше, чем нерешенных.

Функции Анатолия Качана, как у других старост, — поддерживать порядок во вверенном населенном пункте, помогать людям в любой ситуации. Вообще, как показывает практика, институт старейшин оправдан. Они связывают местную власть с народом. Тем более что сельчане сами их выбирают.

— Старосты — первые помощники в наведении порядка, — утверждает Ирина Супранович, председатель Рабунского сельского Совета. — У нас их одиннадцать, и каждый — очень активный и расторопный, хозяйственный человек.

Глядя на объем работы, понимаешь, что одной Ирине Александровне не справиться. Рабунский сельский Совет хоть и небольшой — 17 деревень и немногим меньше тысячи жителей, но весьма специфический. Из-за дачников, которых здесь в полтора раза больше местного населения. Например, в деревне Чижевичи 46 домов местных жителей и 60 — дачников. Девять деревень прилегают к водоохранной зоне, поэтому хлопот у его председателя в летний сезон становится в разы больше. Кроме того, территория района граничит с городом, а это отток рабочей силы из села.

А в летний период прибавляется еще и борьба за наведение порядка и чистоты. И с теми, кто мусорит. Чаще всего это отдыхающие и рыбаки. Говорить, конечно, обо всех не приходится, потому как они в большинстве своем народ дисциплинированный. Но… практически после каждой рыбалки возле водохранилища приходится высаживать трудовой десант для уборки территории. Потому что здесь появляется много любителей посидеть на берегу с удочкой. После них остается немало мусора — пакетов, пластиковых бутылок, обрывков газет, бумаги… Впрочем, эта проблема требует отдельного разговора, потому что она из сферы развития туризма. Нужны хорошие, просторные автостоянки, благоустроенная зона отдыха. И, конечно же, за это нужно взимать деньги, чтобы инфраструктуру содержать на должном уровне.

Работы у Ирины Супранович, как и у любого председателя сельсовета, достаточно. В одном уверена Ирина Александровна: не будь у нее таких помощников, как старосты, многие проблемы так и «зависли» бы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter