“Старики” обойдутся без боя!

После выхода на заслуженный отдых многим супругам-пенсионерам приходится заново учиться... жить друг с другом.

В стародавние времена на Востоке, чтобы разорвать семейный союз, одному из супругов достаточно было в присутствии свидетеля трижды сказать своей половине: “Я с тобой развожусь!” И все! И никаких вам заявлений в загс, разбора интимных тайн перед судьями... Приблизительно так сегодня поступают многие мужья и жены, прожившие в браке не одно десятилетие. Одеяло с подушкой в руки — и устраиваться на ночлег в другую комнату (если позволяет жилплощадь). Холодильник, словно зебра, поделен на “твои” и “мои” полочки, гости — к каждому свои — приходят строго по расписанию, а общение между благоверными проходит преимущественно в форме легкого, никого не напрягающего молчания. Все. Можно считать, развод состоялся.

Шутка? Едва ли. Когда за плечами тридцать и более лет брака, когда двоих объединяют не только выросшие дети и подрастающие внуки, но и совместно нажитое имущество, общая родня и ностальгические воспоминания, тут вроде как не до судов и девичьих фамилий. С другой стороны, когда привык видеть человека исключительно пару часов в день после работы (в вертикальном положении) и каждую ночь (в храпящем горизонтальном), и только в выходные проводить время вместе, одновременный выход на пенсию чреват большими моральными переживаниями. Причем не только свойства “я теперь никому не нужен”, но и банального “японский городовой, мы ж теперь каждую минуту рядом. Каждый день, каждую неделю... Я не выдержу!”

...Придешь домой — там ты сидишь!

В семействе Филатовых — не драма, не комедия, а личная трагедия: у Варвары Семеновны и Петра Ильича (ей 55 лет, ему — 60) после выхода на пенсию дня не проходит без грандиозных баталий. Жена выговаривает мужу за хлебные крошки на столе, которые тот хронически за собой не убирает, за беспорядок на ванной полочке, за нежелание сопровождать супругу на рынок за продуктами, за... В общем, легче вспомнить, за что Петр Ильич еще не получил нагоняй от своей ненаглядной. Впрочем, супруг внакладе не остается. Некогда любимая Варенька внезапно стала раздражать Петра одним своим видом, не говоря уже о привычках. “Маячит целый день по квартире, все имитирует бурную деятельность: то “я устала, потому что готовила”, то “потому что носилась по магазинам”... Да кто ее просит? Дети наши давно отдельно живут, я ем дважды в день и помалу, все борюсь с возрастной полнотой... Пошла бы лучше на какие курсы записалась, а то полдня у плиты, потом полдня — на здоровый послеобеденный сон, болтовню с подружками по телефону и скандалы со мной... Так и живем!”

Наряду с обычным для любого пенсионера психологическим потрясением своей социальной невостребованностью, Филатовы столкнулись с еще, быть может, более серьезной проблемой: как на седьмом десятке заново учиться жить друг с другом?

 Кстати
По данным Национального статистического комитета Беларуси, за январь—февраль 2012 года по сравнению с январем—февралем 2011 года количество разводов увеличилось на 10,2 процента. За два месяца текущего года на 1000 браков приходилось 739 разводов, за январь—февраль 2011 года  — 566 разводов.

И каждый день — суббота...

— Проблема на самом деле серьезная. Еще и потому, что моральному и психологическому состоянию человека, вышедшего на пенсию, уделяется гораздо меньше внимания, чем экономической составляющей его нынешней жизни, — говорит психолог Анна Неглинная. — А между тем, для многих людей, внезапно остающихся наедине друг с другом 24 часа в сутки, необходимость заново мириться с причудами друг друга, подстраиваться под привычки мужа или жены, становится настоящим испытанием. Да, за спиной не одно десятилетие брака. Но — брака, в котором каждый из супругов выполнял сразу несколько социальных ролей: было “Я”—семейное, “Я”—профессиональное, “Я”—родительское... Муж и жена пересекались в будние дни после работы, причем он наверняка меньше вникал в дела семьи и воспитание детей, как это обычно бывает у мужчин. Утром каждый вновь уходит на работу. На то, чтобы быть вместе, оставались только выходные, но и тогда — дети, родня, поездки на рыбалку, посиделки с подругами... И вот настал период жизни, когда каждый день для двоих — как суббота. Только оба не сильно рады этому обстоятельству. Потому что внезапно в твоей жизни второго человека, пусть очень любимого, уважаемого и вообще всего такого родного, становится как-то чересчур много.

Специалисты по семейным вопросам советуют: две вещи в доме пенсионеров должны быть в двойном экземпляре — телевизор и кровать (диван). И одна — общая на двоих: либо обожаемый супругами домашний питомец, либо какое-то хобби, которым интересуются и он, и она. В любом случае, после разъезда с детьми и ухода с работы мужу и жене просто необходимо заново найти точки соприкосновения друг с другом. Секс, когда он имеется в наличии, это прекрасно. Но кровать, как говорила Мэрилин Монро, завершая свой несчастливый брак с Джо Ди Маджо, на всю жизнь не раздвинешь. Нужно что-то еще. То, что объединяет!

 Советы бывалых

Опросив более двух десятков семейных пар пенсионного возраста, “НГ” выяснила, как супруги заново учились быть вместе:

  • Заводили собачку, кошечку или другую живность, за которой совместно ухаживали. Обоих объединяли выгулы пса, поездки в ветеринарную клинику, покупка питомцу забавных игрушек. К тому же приятно было знать, что даже когда дети и внуки где-то далеко и не каждый день звонят справиться о здоровье, в доме есть существо, которое всегда любит и ждет.
  • Вдруг начинали принимать самое активное участие в воспитании внучат. Например, договаривались с детьми, что три дня в неделю любимое чадо проводит у бабушки с дедушкой. А уж они его — и в школу, и на плавание, и в музыкальный класс. К слову, мама и папа в девяти из десяти случаев были просто счастливы на три дня в неделю остаться наедине друг с другом. Если бы молодость знала!..
  • Записывались в литературные кружки (на компьютерные курсы), начинали заниматься тем, на что раньше никогда не хватало времени — посещать театры, выставки. Одна семейная пара всерьез занялась вокалом и теперь выступает в районном хоре по праздникам. Они даже дома разговаривают как Шаляпин с Кабалье — он басом поет вопрос, она сопрано — ответ.
  • Еще одни супруги, обожающие детей, но, увы, обделенные собственными, закончили курсы нянь и теперь с удовольствием подрабатывают бэби-ситтерами. По вечерам за чашкой чая делятся друг с другом историями о своих маленьких подопечных. Вся квартира здесь уставлена фотографиями малышей, многие из которых уже выросли и каждую неделю навещают своих “вторых родителей”.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter