Пенсионеры становятся легкой наживой для преступников

Старики должны быть на виду

Криминальные сводки то и дело сообщают о пенсионерах, пострадавших от воров или грабителей. Преступники зарятся даже на мизерные сбережения стариков. Чаще всего деньги просто крадут, но порой доходит до трагедий. Как это случилось, например, в ноябре в деревне Дубенец Столинского района. Смерть 69–летней Марии Шпаковской потрясла всю Столинщину. Ее труп соседи обнаружили 8 ноября. Следственно–оперативная группа, приехавшая по вызову, увидела выставленное стекло в окне, беспорядок в доме. Возбудили уголовное дело, задержали подозреваемых. Сейчас с ними работают следователи.


Дом, где жила Мария Шпаковская

Дом пенсионерки Раисы Сосновской стоит на той же улице, где произошло убийство. Теперь она запирается ночью на все замки:

— Такого в нашей деревне еще не было. Покойная была очень хорошим человеком, никого не трогала, жила своей семьей. У нее были двое детей, внук. За что ее убили? Не понимаю...

В преступлении местные подозревают друзей внука. Они были вхожи в дом Марии Шпаковской, весной присутствовали на проводах парня в армию. В деревне уверены: убийцы искали у пенсионерки деньги. Впрочем, окончательный вердикт вынесут следствие и суд.


Раиса Сосновская

Прасковья Грабинская живет в доме по соседству. Тело покойной обнаружил ее муж. Она до сих пор волнуется, вспоминая тот день:

— Накануне Мария пришла, отдала долги. Потом ее видели в магазине. А во вторник я супруга отправила проведать ее. Она просила за ней присматривать. Все–таки возраст, давление. Смотрю, муж бежит со слезами: мол, умерла Мария. Лежит на пороге дома. Дверь плотно не закрыта. Мы вызвали врача, а потом приехала милиция... Мы с ней никогда не ругались, жили дружно. Не везло ей в жизни. Двух мужей похоронила. Дети — в разных городах страны. А внук жил с ней. Она в нем души не чаяла. Его в армию забрали, так она на присягу ездила. Те, кто к ней ворвался, ходили к нему в гости. Она их знала...


Прасковья Грабинская

Мария Шпаковская — не единственная пенсионерка в Столинском районе, пострадавшая от налетчиков. С начала года в милиции зафиксировано 87 преступлений против престарелых. Заместитель начальника местного РОВД Василий Чмуневич говорит, что злодеи могут появиться где угодно:

— Шесть преступлений в Столине, четыре — в Давид–Городке, пять — в Ольпене, четыре — в Ольшанах. В Дубенце — два. В основном это кражи, но есть и причинение тяжких телесных повреждений, угроза убийством, мошенничество. Больше стало грабежей.

Преступники активизируются осенью, когда пенсионеры работают в огороде, оставляя дома открытыми. Сбережения они, как правило, прячут без хитростей. Например, под матрацем, скатертью или в белье. Василий Чмуневич, раскрывая преступные схемы, говорит, что очень часто воры идут по наводке:

— Одни ходят по домам пожилых людей, высматривают ценности, наводят справки о потенциальной жертве. За это они от преступников, которые потом наведываются в жилища стариков, получают деньги. Зачастую вор идет на дело уже целенаправленно. В дома входят, подбирая ключи к замкам или выставляя окна. Пока бабушка спит, он шарит по дому.

И вот тут, говорит Василий Чмуневич, от кражи до разбоя один шаг. Если пенсионерка не застанет преступника, не поднимет шум он сделает свое черное дело и уйдет. А вот встреча с вором может перерасти в потасовку и закончиться трагически.

Найти грабителя да еще и по горячим следам — дело непростое. Те, кто наживается на беспечности стариков, нередко предусмотрительно маскируются. При этом пострадавшие, в свою очередь, запоминают их плохо. Василий Чмуневич приводит один из таких примеров:

— Мошенница из Турова, зарегистрированная как индивидуальный предприниматель, специализировалась в нашем районе на кражах. Приехала по наводке к одной старушке в Радчицк под видом торговки. Оставила ей какое–то одеяло, а украла около 300 рублей. Потом в машине скинула верхнюю одежду. Нас выручило то, что по соседству с потерпевшей жил милиционер, приехавший в деревню в отпуск. Он запомнил марку машины, на которой приехала визитерша, и номера. Позвонил в 102. Так ее и задержали. Но к лишению свободы воровку не приговорили из–за смягчающих обстоятельств. И уже совсем скоро она снова всплыла в похожей истории.

Возможно, для таких преступников наказание должно быть жестче. А то за иным вором уже тянется целый шлейф подобных преступлений, а он наглеет на глазах. К примеру, безработный И., пьяница и тунеядец из Пинска, обокрал в мае пенсионера в Давид–Городке. Василий Чмуневич говорит, что год назад он попался на краже в деревне Белоуша. Дали ему, судя по всему, меньше года. Посидел немного на казенных харчах — и снова за старое...

В зоне особого внимания

Начальник управления охраны правопорядка и профилактики УВД Брестского облисполкома Геннадий Войтович приводит статистику. С начала года в регионе зарегистрировано более 1.000 преступлений в отношении престарелых. В начале года их количество росло, и только постоянная работа с асоциальными личностями, по словам Геннадия Войтовича, переломила ситуацию:

— Большинство преступлений против стариков совершают те, кто живет с ними или вхож в их дома. Это ранее судимые, тунеядцы, пьяницы. К таким людям у нас строгий подход. 1.200 уже направлены в ЛТП. Мы стараемся изолировать их от общества. Есть и другие меры. На селе вызываем таких людей на воспитательно–профилактические беседы в сельсоветы. Пенсионеры, безусловно, должны быть под особой защитой и милиции, и гражданских служб.

Прямая речь

Геннадий Скробот, председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома:

— В Брестской области проживают 20 тысяч одиноких престарелых. Мы стараемся дойти до каждого, оказываем социальную помощь. Обследуем их дома. Кому–то печь отремонтируем, кому–то поставим бесплатный пожарный извещатель. Можем прислать сиделку и даже вскопать огород. Нельзя сказать, что эти люди забыты. Проходят и масштабные акции, например, подготовка к зиме. Там работают целые мобильные группы, которые ходят, смотрят, чем можно помочь. Социальные работники, как и участковые милиционеры, ведут беседы с пожилыми. Говорят о пожарной безопасности, предупреждают, как не пострадать от рук преступника. Но престарелых становится все больше. Им нужно повышенное внимание, и тут вопрос не только к государству, но и к обществу в целом.

Факты

Спустя две недели после убийства Марии Шпаковской уже в Лунинецком районе трое неизвестных учинили разбой в квартире 54–летней жительницы Микашевичей. Ворвавшись в ее квартиру, преступники положили хозяйку лицом вниз, связали поясом от халата и шарфом, требовали указать, где лежат деньги и драгоценности. У нее отняли около 100 долларов, немного белорусских рублей и драгоценности... В июне в том же районе двое в масках ограбили престарелую жительницу деревни Сосновка.

alexbresta@gmail.com

Фото автора.

Советская Белоруссия № 243 (25125). Суббота, 17 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter