Старик и горе

.
...К Татьяне Дмитриевне редко приходят гости. Поэтому нежданному визиту милой женщины из собеса хозяйка обрадовалась. Дама подробно расспросила 78-летнюю пенсионерку о житье-бытье, внимательно выслушала ее невеселую исповедь о больных суставах и даже пообещала принести импортное лекарство, которое боль как рукой снимает. А потом торжественно сообщила, что в "соответствии с указом Президента" собес помогает пенсионерам обменять белорусские деньги на российские. Подробно растолковала, насколько это надежнее - хранить сбережения в российских рублях. Старушка, тронутая заботой родного собеса, выложила припасенные "на похороны" 550 тысяч - все, что ей удалось собрать, откладывая каждый месяц из пенсии. Работница собеса выписала, как положено, квитанцию к приходному кассовому ордеру и вручила ее пенсионерке. В обмен на 550 тысяч. А российские дензнаки... пообещала принести через пару дней. С чем и откланялась.

Ни через пару дней, ни через неделю заботливая "собесовская" дама так и не появилась. Впрочем, к собесу она никакого отношения не имела. Это и другие обстоятельства мошеннического обмана престарелой пенсионерки пришлось выяснять сотрудникам правоохранительных органов Бреста...

К сожалению, милиция нередко расследует правонарушения и уголовные преступления, жертвами которых становятся старики. "Фирменная" особенность таких преступлений - лишить пожилого человека денег. Вынудить отдать их добровольно, как в случае с брестской мошенницей из "собеса". Украсть, отнять силой, ограбить. Целая серия таких грабежей прокатилась после того, как пожилые люди начали получать немецкие марки из фонда "Взаимопонимание и примирение" в качестве компенсации за принудительный труд в гитлеровской Германии. Мошенники и уголовники всех мастей пользуются беспомощностью и доверчивостью стариков, и 8 человек уже поплатились за это жизнью... Не исключено, что волна насилия над стариками скоро накатит с новой силой, - возросли суммы выплат компенсации. 15 тысяч марок, например, реально могут получить бывшие узники концлагерей. И работники фонда серьезно обеспокоены судьбой людей, на которых нежданно свалилось такое огромное по их меркам богатство. Уже и упреждающие меры приняты: списки получателей выплат передали в милицию, решено, что каждого старика будут охранять при получении денег и до самого домашнего порога сопровождать сотрудники службы охраны банка и милиционеры. Вот только как уберечь пожилого человека от родственников, еще не придумали. А именно они - дети, внуки, родня - могут оказаться главными потенциальными... преступниками. Вот и недавно внук, как выражаются оперативники, "имея преступный умысел на незаконное завладение деньгами", убил свою бабушку. Очень уж хотелось ему переложить в свой карман 300 марок, полученных старушкой...

Ну как, скажите, такое возможно?! Ведь всех нас в детстве учили: стариков следует уважать, как относишься к старикам, так и к тебе в старости будут относиться, кто не заботится о стариках, у того нет будущего... Вроде бы мы это вызубрили. Как таблицу умножения. А потом... забыли, что ли? Тогда почему эту самую таблицу помним, хотя и калькулятор под рукой? Или вообще не нужно было ничего зубрить до оскомины? Может, как раз она, оскомина, все и отшибла? В смысле - все хорошее и человечное, что самой природой должно быть заложено в отношениях к старшим? И чего этим старшим ждать от подрастающих внуков?

В попытке найти ответы, хоть какое-то объяснение жестокости по отношению к старикам я обратилась к опросам социологов. Понятно ведь, что не вдруг эта преступная жестокость появилась - заложили, взрастили с самого нежного возраста. Опросы авторитетного ВЦИОМа показывают, как воспринимает "поколение next" социальный фон жизни. "Бедные - это старики, а молодые бедными не бывают", "Пенсионеры - это те, кто сидят во дворе на скамейке и сплетничают. Или "телик" днем смотрят", "В деревне старики пасут коров, а в городе штаны и носки штопают", "Старики, если могут, работают, а кто не может - попрошайничает". Вот так воспринимают своих старших сограждан 6-летние дети (которых наверняка уже учат, как нужно относиться к старшим). Далекое, прямо скажем, от уважения восприятие... А по мере взросления, похоже, становится еще более далеким - от уважения, внимания, милосердия. И если жестокость, насилие, преступления, о которых я говорила, все-таки крайность, то безразличие к пожилым людям, к сожалению, норма. Нашей с вами жизни.

О такой вот норме рассказала в письме в редакцию минчанка Вера Андреевна Олейник. Написала, чтобы "пробудить внимание к пенсионерам у руководства университета культуры", где Вера Андреевна работала 32 года. 9 лет, как она на пенсии. Ее коллеги Э.Соболенко и Т.Красовская тоже отдали родному вузу десятки лет. "Казалось бы, мы, ветераны труда, заслужили внимание руководства университета культуры. Можно было бы хоть открытку к празднику прислать. Но в университете культуры пенсионеры считаются вообще лишними людьми - чего на них время тратить. Я несколько раз звонила в профком университета и спрашивала, почему же такое безразличное отношение к пенсионерам. Ничего вразумительного в ответ не услышала. Уже на пенсии я стала инвалидом II группы, не могу ходить. Мне бы так кстати было внимание со стороны родного вуза, которому отдала столько лет жизни!" - с горечью рассказывает Вера Андреевна. И надеется, что редакция не окажется такой же равнодушной, как руководство вуза, и хотя бы напомнит ему о ветеранах-пенсионерах.

Напоминаю. Но, честно говоря, даже не знаю, какие же такие слова написать, чтобы напоминание сделало руководителей университета культуры (!) внимательными и... культурными. Даже неловко как-то писать. Ведь напоминать о столь простых нормах поведения приходится людям, безусловно, образованным и культурным, по долгу службы призванным воспитывать у других высокие моральные качества.

Вообще, будь моя воля, ввела бы учебный предмет - о формировании общественной модели отношения к пожилым и больным. Деклараций на этот счет хватает, а реальной модели такого отношения нет. Разработанной, внедренной в сознание и поведение, навязанной, если хотите, всем и каждому. А она нужна старикам (впрочем, и всем нам) ничуть не меньше, чем повышение пенсии. Которая, кстати, все никак не приблизится даже к прожиточному минимуму. Так хоть добрым и внимательным отношением нужно компенсировать - что там говорить! - убогую старость пенсионеров...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter