Порой старики настолько одиноки, что даже их смерть может пройти незамеченной. Как решить проблему?

Старик и горе

Месяц назад  в одной из  малосемеек Гомеля умерла 66-летняя женщина. Больше недели ее тело пролежало в квартире. Все это время рядом находились семнадцать котов, о которых до самого конца заботилась одинокая пенсионерка. Журналист «Р» разбирался в обстоятельствах случившегося и выяснял, что можно сделать во избежание подобных житейских драм.

Реалии жизни в городских многоэтажных домах таковы, что жильцов, не доставляющих проблем, знают лишь ближайшие соседи
Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Беда произошла в доме по улице Косарева, 21. Соседи Аллы Андреевны Королевич забили тревогу, когда ходить мимо ее квартиры на пятом этаже стало практически невозможно. Преодолевать участок общего коридора приходилось, словно ныряя в воду, предварительно набрав воздуха в легкие. 

На звонки и стук в дверь реакции не было. В итоге ломать ее пришлось сотрудникам МЧС в присутствии работников милиции и ЖЭУ. Открывшаяся картина ужаснула. Умершую не одни сутки назад хозяйку окружали напуганные, истошно мяукающие коты. Два из них также умерли — очевидно, от голода. Чуть позже животных забрали волонтеры-зоозащитники, узнавшие о происшествии из соцсетей. Там же печальная история обрастала слухами. О том, что тело пенсионерки якобы было изгрызено теми самыми котами. Эксперты следов укусов не обнаружили. Причина смерти — сердечная недостаточность. 

Широкий резонанс бытовая драма получила, в первую очередь, из-за животных, которым волонтеры до сих пор ищут пристанище. Само же происшествие заставляет задуматься о том, почему в принципе такое случилось? И какова вероятность повторения? 

Пенсионерка Королевич жила одна. Близких родственников у нее не было. Таких людей обычно опекают службы соцзащиты. В территориальном центре социального обслуживания населения Советского района Гомеля знают о произошедшем. Информация о подопечных категориях, включая одиноких пенсионеров, сюда поступает из нескольких ведомств, формируется в базы данных, регулярно сверяется. Раз в год проводятся обследования по месту жительства.      

— К этой бабушке мы тоже приходили, предлагали помощь, но, к сожалению, от всех услуг она отказалась, — рассказывает заместитель директора центра Татьяна Бородина. — Заставить человека принять помощь мы, конечно, не можем. В таких случаях оформляется письменный отказ. 

Сыграло роль и относительно бодрое физическое состояние Аллы Андреевны, которая была способна обслуживать не только себя, но и заботиться о многочисленных питомцах. Любопытно, что остальные жильцы против такого соседства не возражали. По крайней мере, жалоб в ЖЭУ не поступало. В ином случае пенсионерка могла бы попасть в поле зрения коммунальщиков. Да и по роду деятельности они постоянно общаются с людьми, проживающими в обслуживаемых домах. Могла ли раньше других узнать о ЧП, к примеру, уборщица дома?

— Нашим работникам вменяется в обязанность сообщать о жильцах, которые злоупотребляют алкоголем, распивают спиртное и курят в подъездах, о замеченных фактах употребления нарковеществ, — рассказывает заместитель директора по идеологической работе, социальным вопросам и работе с населением КЖРЭУП «Советское» Ольга Ткачева. — Но мы не можем быть в курсе всего, что происходит. Особенно за закрытыми дверями. Что касается одиноких пенсионеров, их мы посещаем в составе смотровых комиссий. В тех случаях, когда нас впускают. Бывает, нам просто не открывают — тогда удается пообщаться через двери, а иногда вообще никак. 

Реалии жизни в городских многоэтажных домах таковы, что жильцов, не доставляющих проблем, знают лишь ближайшие соседи. И то не всегда. Когда пришлось общаться с соседями Аллы Андреевны, никто из них не знал ее имени-отчества. Одна из собеседниц при этом посетовала:

— Грустно все это, конечно, пропал человек, не видно его неделю, и никому дела нет. 

На замечание вслух, что и сама обличительница относится к тем, кому нет дела, женщина молча закрыла дверь. Отгородиться от упреков проще всего. 

Морально-этических аспектов в проблеме одинокой старости — множество. Бывает, никому не нужные на закате жизни старики после смерти вдруг становятся «горячо любимыми» бабушками (троюродными сестрами, тетушками и так далее). Ведь на кону судьба квартиры, за которую потом долго могут судиться понабежавшие отовсюду родственники. Возможно, стоит на законодательном уровне ограничить права подобных наследников. И по здравой логике, и по человеческой справедливости приоритет должны иметь те, кто добросовестно ухаживал за нуждавшимся в заботе пенсионером до конца его дней. Независимо от степени кровного родства. Во-первых, это будет стимулировать сознательность потенциальных наследников и, соответственно, уменьшать количество одиноких пенсионеров. Во-вторых, снизит нагрузку на финансируемые государством центры соцобслуживания, которые делают немало. Оказание материальной помощи, услуги соцработника по ведению домашнего хозяйства и многое другое, включая даже организацию досуга по интересам. К слову, пенсионеры в наше время становятся все более активными. Обсуждать сериалы на лавочках у подъездов и стучать домино в дворовых беседках — такое времяпрепровождение многих уже не устраивает. 

В эпоху стремительного развития электроники и беспроводного интернета есть и технические решения социальных проблем. К примеру, браслеты-датчики, которые контролируют самочувствие человека, а при его ухудшении оповещают опекунов и экстренные службы. Такие гаджеты давно не являются чем-то на грани фантастики. И цены на них не такие уж заоблачные, хотя, конечно, вопрос с финансированием актуален. Возможно, запустить гуманитарный проект могли бы многочисленные благотворительные организации и фонды. За примерами ходить не надо. Тысячи волонтеров в стране сегодня занимаются защитой бездомных животных. И это, конечно, хорошо. Однако неужели те, кто на склоне лет остался в одиночестве, не заслужили такого же внимания и помощи со стороны общества?

Комментарий в тему

Первый заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома Александр Копытков:

– Сегодня в Гомельской области проживает 13 600 одиноких граждан нетрудоспособного возраста. Почти полторы тысячи из них в прошлом году нуждались в дополнительной финансовой поддержке. Ее оказано на сумму 80 тысяч 543 рубля. Одинокие пожилые люди получают все виды помощи, которую мы оказываем нашим подопечным категориям. При этом одну из самых востребованных услуг – надомное обслуживание — малообеспеченные одинокие пенсионеры получают бесплатно. 

Не все из них обращаются к нам сами. Часть нуждающихся мы выявляем в ходе обследований по месту жительства. В этом году они пройдут на Гомельщине до 1 апреля. В целом же комплекс различных мер предусмотрен Государственной программой социальной защиты и содействия занятости населения на 2016—2020 годы. Над ее выполнением мы постоянно работаем.

proleskovskiy77@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter