Биткоин дорожает: что это — биржевые спекуляции или начало конца доллара как мировой валюты?

Стареющий доллар

Салтыков-Щедрин переживал, что скоро в Европе за рубль не полтину будут давать, а в морду. Грубо, но метко подмечено. Хотя покупательная способность рубля времен империи гарантировалась золотом и с конвертацией у него все было в порядке. С долларом куда сложнее. От всякого обеспечения его отвязали еще в середине прошлого столетия. И за 70 лет Вашингтон настолько беззастенчиво разогнал эмиссию, что за зеленый скоро и драться-то будет совершенно неприлично. В былые времена в случае кризиса инвесторы со всего мира «убегали» в золото и доллары. Сейчас — в те же драгоценные металлы и биткоины. Последний в январе чуть ли не каждый день повышает очередную рекордную планку, его стоимость уже пробила барьер в 40 000 долларов за «монету». Одним словом, крипта нынче входит в цену. Очередной спекулятивный пузырь или начало конца доллара как мировой валюты?!

Даже для коренных янки крипта уже более надежное и желанное платежное средство, чем родная денежная единица.
eadaily.com

Вполне может быть. В первой половине прошлого века и английский фунт казался непоколебимым. А после Второй мировой его вытеснил доллар. Английская валюта не стала хуже, просто Британская империя начала разваливаться на суверенные государства, а экономика острова надорвалась во время вооруженных противостояний… Интернациональному купечеству по большому счету безразлично, как будет называться денежная единица и кто ее эмитирует. Весомые критерии — стабильность и ликвидность в основных экономических центрах. А в 1940-х, когда Евразия лежала в руинах, альтернативы доллару, пожалуй, и не было. Даже когда его отвязали от золота. Да, американская валюта ничем не была обеспечена. Но ей пользовались ключевые государства в международной торговле. А когда зеленый плотно оккупировал энергетический рынок (прежде всего нефтяной), хочешь не хочешь, всем понадобились доллары. Долгое время процветание США базировалось на вовлечении новых территорий в долларовую зону. Кое-где свою валюту американцы внедряли почти насильно. Но «американец» привлекал универсальностью: им можно было расплатиться по всему миру. Недаром наркоторговцы и мафиози всех национальностей пользовались в расчетах именно этой валютой. Вот и спрос на нее только рос. До недавнего времени.

Очень симптоматичным оказалось, что ультраправые фанатики Трампа получили денежное вспоможение… в биткоинах. Даже для коренных янки крипта уже более надежное и желанное платежное средство, чем родная денежная единица. Постепенно проходит и долларовая лихорадка в глобальном масштабе. Парадоксально, что США сами пилят финансовый сук, на котором больше чем полстолетия комфортно восседала их экономика. Слишком щедро Вашингтон в 2000-х раздает санкции. Направо и налево, по любому поводу и без такового. Персональные, корпоративные, страновые — на любой вкус. Даже во время холодной войны вели себя поскромнее, точнее, более прагматично.

Чем неприятны американские санкции? Фактически они «выдавливают» из долларовой валютной зоны и долларовой же финансовой системы. Учитывая, что любой более-менее крупный бизнес завязан на внешнеэкономические связи, выпасть из «зеленого сегмента» очень неприятно и убыточно. Не будем лукавить: американские санкции достаточно болезненны с экономической точки зрения. Но раньше они носили некий единичный, уникальный характер. Как высшая мера в уголовном законодательстве. Сейчас санкции стали настолько обыденным явлением и под ними находится столько компаний и государств, что они никого особенно и не страшат. Неприятно, но решаемо. А вот по доллару такая политика бьет кувалдой: он перестал быть надежной валютой. И в какой-то степени превратился в частично конвертируемую. Кстати, политики времен противостояния с социализмом неоднократно кулуарно и публично предупреждали преемников: санкционная чрезмерщина бумерангом бьет по их инициатору. Но уже несколько поколений обитателей Белого дома не прислушиваются к мудрым людям, которые прошли опыт холодной войны и понимают слово «ответственность» во всей полноте его значения. Впрочем, разрушать или нет гегемонию своей валюты — дело американских политиков и их избирателей. Им и расхлебывать экономический коллапс, который последует за валютным кризисом и переходом международных расчетов хотя бы частично на альтернативные денежные единицы. Процесс пошел. И кому больше вредят санкции — окружающему миру или собственно американцам? Ответ уже почти однозначный.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter