Старая сказка на новый лад

Как я была Андерсеном

Как я была Андерсеном


До недавних пор «Колобок» был любимой сказкой моей дочери. Но однажды Маша наотрез отказалась ее слушать. «Она плохая, — дочь категорически отодвинула книгу. — Колобка все равно бы съели. Не лиса, так дед с бабой...»


Настолько глубокого анализа «правильной» сказки от 3–летней девочки я никак не ожидала. А потому растерялась. С одной стороны, история учит не уходить из дому без спросу. С другой — подводит к мысли: как ни крути, а все равно съедят. В срочном порядке пришлось проверить «на безопасность» всю домашнюю детскую библиотеку. И тут как нельзя кстати мне на глаза попалось объявление. «Быть хорошим родителем — это то, чему стоит поучиться, — говорилось в нем. — Мы научим вас писать детские сказки, которые не только помогут ребенку правильно относиться к себе и людям, но и избавят его от страхов, комплексов, помогут преодолеть временные трудности...»


«Ну раз уж учить и «лечить» ребенка сказкой — так профессионально, со знанием дела», — подумала я и набрала номер телефона.


Принцев — на свалку


Моя наставница Катя — сказочница–самоучка — пригласила на занятия к себе домой. За долгое время я первая, кто захотел научиться писать сказки. Поэтому девушка удивлена и обрадована одновременно, с порога укоряет современных родителей в нехватке времени, безынициативности в вопросах воспитания детей. У Кати 5–летний сын и собственный опыт взросления на сказках. Она уверена: у мам с папами нет другого выхода, как самим сочинять умные и поучительные истории.


— Мне с детства читали сказки о принцессах и прекрасных принцах. А каким девочкам их не читают?! Финал практически везде одинаковый: каждой принцессе — по принцу. Красивому, храброму, благородному, — разливая горячий чай по кружкам, Катя вводит в курс дела. — Отчасти сказка сбылась: я выросла и встретила своего «принца». Дело осталось за малым: прожить с ним «по умолчанию» долго и счастливо. Не получилось. Потому что никто не учил, как добывается это «долго и счастливо». Если верить сказкам, хеппи–энд обеспечен при минимальных условиях: принцессе достаточно быть красивой, принцу — отважным. Но жизнь гораздо сложнее. Семью на одной красоте и храбрости не построишь...


Именно поэтому Катя принципиально не покупает сыну Федору истории о прекрасных царевичах и королевичах, а те, что были, отдала в библиотеку. Вместо этого она достает с полки книгу Дорис Бретт «Жила–была девочка, похожая на тебя...»


— Это моя настольная книга, — говорит Катя. — По ней я сама училась писать сказки. Это просто учебник и практическое пособие для «кружковцев»!


Принцип широко известных психотерапевтических «историй про Энни» прост до невозможности. Сказка не должна быть «обо всем и сразу», а сочиняется под конкретную проблему: как отучить малыша сидеть на руках, как научить убирать за собой игрушки, побороть страх перед темнотой, не реагировать на обидные прозвища... Она же учит различать добро и зло, хорошее и плохое. Если подойти с умом, волшебная история поможет не так болезненно пережить психологический стресс, будь то плохая оценка или развод родителей... Главный герой — обязательно ребенок, наделенный теми же чертами характера, поведения и даже внешности, что и маленький слушатель. Даже имя героя должно быть сходным: Маша — Даша, Петя — Федя, Роман — Степан... Залог успеха таких сказок в том, что ребенок «узнает» себя. Но все–таки это не он! А обсудить с мамой «чужую» проблему и пути ее решения гораздо проще, чем свою собственную. Нет психологического барьера, нет капризов и возмущения, как если бы разговор велся напрямую, в лоб. Сочинять истории на все случаи жизни способен каждый родитель, убеждена Катя.


«Колокольчики звенят!»


«Я очень крепко сплю!» — всякий раз говорит моя дочь, когда ей случается проснуться в мокрой постели. «Настолько крепко, что даже не слышишь, как звенят колокольчики?» — поинтересовалась я. «Какие колокольчики?» — хлопнула ресницами Маша. «Послушай, я расскажу тебе сказку, — вооружившись знаниями, полученными у Кати, я приступила к сочинительству: — Жила–была Саша, очень похожая на тебя. Это была активная и смышленая девочка. В свои 3 года она хорошо знала, что нужно пить молоко, чтобы вырасти здоровой и красивой. Но также Саша знала, что если она выпила кружку молока, то рано или поздно в животе зазвенят колокольчики. А значит, пора идти на горшок. Бывало, днем за играми Саша забывала выпить молоко. И тогда она пила его вечером, перед тем как лечь спать. Устав за день, девочка спала очень крепко и не слышала, как звенят колокольчики. В результате она просыпалась в мокрой постели. Ей это очень не нравилось. Тогда Саша поняла: как бы она ни была увлечена играми, молоко нужно пить днем. Чтобы всегда–всегда слышать, как звенят колокольчики».


Слушая сказку, моя Маша от души смеялась над «глупой девочкой». А потом впервые (!) проснулась ночью и разбудила меня: «Мама, колокольчики звенят!» Эффект сохраняется до сих пор.


Не навреди!


Леонид Левит, кандидат психологических наук, который профессионально пишет сказки под своих клиентов, был искренне удивлен моментальным результатом моего «сочинительского» дебюта. И сразу же... раскритиковал его.


— Устраняя одну проблему, вы рисковали нажить другую: постель будет сухая, а ребенок станет хуже спать, всю ночь «прислушиваясь», когда же зазвенят колокольчики. Слово лечит и калечит, помните? Одно может достичь благой цели, следующее за ним — нанести вред. Я вам приведу пример немного из другой области. Группа ученых провела контент–анализ российской попсы. И пришла к выводу, что 80 процентов проанализированных песен имеют иррациональный смысл. А ведь ребенок все воспринимает буквально! Если взрослый услышит из динамиков: «я прыгну с высокой скалы прямо в облака», у него хватит ума и фантазии воспринять фразу адекватно. Для ребенка же она послужит прямым призывом к действию. Вам это надо?


Поэтому сочинить индивидуальную сказку для решения конкретной проблемы может только специалист–психолог, уверен Леонид Левит. Любителям здесь не место. Не случайно сказкотерапия выведена в отдельную область современной психологии. Волшебная история с поучительным подтекстом должна наводить порядок в голове и душе ребенка. Но для этого нужно знать, что там творится.


И все же некоторые секреты сказкописания у кандидата психологических наук мне удалось выведать. В отличие от Кати Леонид считает, что сказку нужно писать, используя всевозможные метафоры, иносказания. А в качестве главных героев выбирать животных, вымышленных волшебных персонажей. Например, историю для непоседы, от которого весь дом стоит на ушах, лучше сочинять с черепахой в главной роли. Для малыша, который отказывается есть, идея сказки может быть завязана на тигре (или моторчике). Причем на ребенка возлагается ответственность за сказочного героя, который живет внутри него: только от малыша зависит, вырастет ли тигр сильным и крепким, будет ли мотор работать без сбоя... На то она и сказка, чтобы быть волшебной. Так, во–первых, маленькому слушателю интереснее. Во–вторых, нравоучение настолько завуалировано, что не вызовет протеста со стороны малыша.


Еще одно «технологическое» требование при сочинении сказки: строгое соблюдение семейной иерархии, при том, что герои могут быть какие угодно. Например, корабельная команда — это: папа–капитан, мама–боцман, ребенок–юнга, а если про мебель, то шкаф — комод — тумбочка. Ну а со зверями все понятно: медведь — медведица — медвежонок... Не стоит ожидать, что одна история, словно по мановению волшебной палочки, перевернет сознание ребенка, даже если ее рассказывать каждый вечер. Известный афоризм «повторение — мать учения» в этом случае может, наоборот, сыграть против вас, и эффект окажется обратным. Поэтому лучше всякий раз добавлять в сказку новые подробности, героев, развивать сюжет, изменять место действия...


— Но если не хватит фантазии, то сказка «про кого–то очень похожего на тебя» все же лучше, чем долгое и нудное морализаторство, — согласился-таки Леонид Левит.


А смысл?


По мнению психологов, самые популярные сказки для детей довольно бестолковы:


«Колобок» — сказка о безысходности.


«Курочка Ряба» вообще не несет никакой смысловой нагрузки.


«По щучьему велению» учит: успех в жизни достигается не трудом, а за счет кого–то другого.


Кстати


По мнению американских ученых, сказки вроде «Снегурочки» или «Золушки» вредны для маленьких девочек. В них однозначный посыл: успеха добиваются только красивые люди! «С ранних лет дети читают сказки про принцесс, которым достается богатство только потому, что они выделяются своей красотой, — заявляет социолог Лиз Грауэнхольц. — Это усложняет жизнь молодым женщинам, ибо они начинают полагать, что не соответствуют потребностям общества». В общей сложности было исследовано 1.668 сказок братьев Гримм. И почти в каждой было обнаружено в среднем по 14 указаний на внешний облик женщины. В каждой пятой внешне непривлекательные женщины оказались одновременно и злыми.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter