Самый защищенный объект страны: кто и как будет охранять БелАЭС

Станция: матрица безопасности

Свой высокий уровень безопасности Белорусская АЭС подтвердила еще год назад во время проведения стресс-тестов. Уже тогда международные эксперты в сфере ядерной безопасности дали положительную оценку степени защиты столь важного объекта. Оценивались запасы технической безопасности при экстремальных погодных условиях, запасы систем безопасности по реагированию на экстремальные сейсмические ситуации, управление тяжелыми авариями. А как защищена станция от постороннего вмешательства? Подробности узнавала корреспондент «Р».

Пожарно-аварийная спасательная часть Островецкого райотдела по ЧС способна ликвидировать практически любую чрезвычайную ситуацию.
Фото автора

С воздуха

Войсковая часть 97106 в военном городке Вороняны в Островецком районе — заслон АЭС с воздуха. На вооружении зенитно-ракетного полка, говорит его командир гвардии подполковник Андрей Долбик, самая современная зенитно-ракетная техника. Как потом расскажут сами бойцы, эти машины — фактически роботы, которые в автоматическом режиме мониторят небо над станцией. Включил ее, пошел пить кофе, а машина сама обнаружит цель, возьмет ее на сопровождение и классифицирует. 

Вражеские самолеты, вертолеты, элементы боевого оружия, беспилотники — ничто не ускользнет от ее зоркого «глаза». По словам Андрея Долбика, машины способны поражать цель на дальности до 12 километров, высоте — до 10. При этом цель может двигаться со скоростью до 25 000 километров в час. 

— На сегодня с уверенностью можно констатировать: данный комплекс — наиболее эффективное средство малой дальности. Его развертывание занимает три минуты, а одна машина способна уничтожить одновременно 4 воздушные цели. Все боевые расчеты имеют успешный опыт боевых стрельб на полигоне. Что касается станции обнаружения цели, она способна зафиксировать объект на дальности более 30 километров. И она уже активно работает. Организовано круглосуточное визуальное наблюдение за воздушной обстановкой. 

На вопрос о нештатных ситуациях Андрей Долбик уточняет: не было, но подразделение всегда готово выполнить свою задачу. 

С земли

Начальник пожарно-аварийной спасательной части на объектах АЭС Островецкого райотдела по ЧС Константин Лозовский
не только показывает автопарк из тринадцати автомобилей, но и демонстрирует действия пожарных при химической аварии. Поясняет, что черную униформу надевают именно войска химзащиты.

— Наша часть способна ликвидировать практически любую чрезвычайную ситуацию. В ведении службы химзащиты — два специализированных автомобиля для ведения разведки как химической, так и радиационной. Такой автомобиль в случае необходимости выезжает на место, делает замеры и ликвидирует аварию. Если не может справиться своими силами, вызывает помощь. Все эти действия отработаны — мы проходим тренировки на территории Полесского государственного радиационно-экологического заповедника. 

Готовность первого энергоблока — 97 процентов

Пользуясь случаем, проходим по территории станции. До этого нам рассказывают: весь объект в высокой степени готовности — около 80 процентов. Готовность первого энергоблока и вовсе приближается к ста процентам. И это неудивительно, ведь, по словам генерального директора БелАЭС Михаила Филимонова, на январь 2020-го запланирован физический пуск. До этого предстоит сделать еще немало важных дел. 

На пусковом блоке, по словам директора проекта по сооружению Белорусской АЭС АО ИК «АСЭ» Виталия Полянина, ведется подготовка к важнейшему этапу испытаний — горячей обкатке реакторной установки. 

— По сути, это полная имитация работы атомного блока с той лишь разницей, что вместо топлива в реакторе находятся имитаторы тепловыделяющих сборок. Этот этап проводится для подтверждения качества проведенного монтажа оборудования и соответствия реакторной установки проектным параметрам и рабочим характеристикам.

Горячей обкатки ждет и турбинный цех, говорит его начальник Дмитрий Кривень. 

— Этап, на котором мы находимся, — стопроцентное завершение монтажных работ. Осталась финишная отделка помещения, нанесение тепловой изоляции на трубопроводы, проведение регистрации объектов, которые в этом нуждаются. И окончание пусконаладочных работ — они тоже в большой стадии готовности. Этап, к которому мы идем, — это переход на фазу горячей обкатки оборудования, без загрузки топлива в реактор. Это произойдет в конце октября — начале ноября.

А вот электрический цех Белорусской атомной электростанции, рассказывает начальник электрического цеха БелАЭС Геннадий Коваленко, уже частично связан с энергосистемой страны: из семи линий электропередачи, которые будут передавать электроэнергию в разные области страны, запитаны уже три.

— На данный момент три высоковольтные линии электропередачи уже связывают атомную станцию с энергосистемой. Пока электричество используется на собственные нужды. То есть при проведении пусконаладочных работ на технологическом оборудовании используется собственная энергосистема. Оборудование у нас самое современное, требующее минимум обслуживания и ремонта. Нам осталось провести наладочные работы на генераторе, и как электрический цех мы уже готовы к выработке электроэнергии. 

КОМПЕТЕНТНО

Михаил ФИЛИМОНОВ, генеральный директор БелАЭС:

— Сроки ввода в эксплуатацию БелАЭС выдерживаются. Это не разовое событие, а длительный процесс, состоящий из целого ряда технологических операций, в числе которых техпромывки, физический пуск и сдача. Сейчас мы находимся на этапе согласованного графика готовности к циркпромывке.

В числе важных событий этого года — завоз на площадку топлива. Он произойдет в конце 2019 года. Что касается физпуска, он запланирован в районе января следующего года. Более точная дата будет известна после всех подготовительных процессов. Следующие этапы — включение в сеть и сдача. Весь процесс займет около года.

arteaga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter