Станцевали на костях...

9 сентября 1942 года, деревня Куренец Вилейского района

9 сентября 1942 года, деревня Куренец Вилейского района. 1040 местных жителей каратели согнали под предлогом отправки на работу в Германию в деревенский сарай. Судьба постояльцев большого амбара была предрешена: ни в чем не повинных сельчан еврейского происхождения сожгли заживо… Десять лет назад на месте трагедии в Куренце поставили мемориал жертвам Холокоста. А в ноябре с Вилейщины прилетела новость — над сельским памятником надругались.

Вандалы разрушили ограду памятника, повредили сам мемориал: они оторвали плиту и разбили основу, на которой она стояла. Первым о случившемся в милицию заявил председатель Куренецкого сельсовета. Оперативники по горячим следам разыскали вандалов. Оказалось, что надругались над памятником жертвам Холокоста трое подростков — 13, 14 и 15 лет. На тот момент речь шла о привлечении к административной ответственности их родителей: недоросли — несовершеннолетние. Но после очередной проверки райотдел Следственного комитета возбудил по факту разрушения памятника в Куренце уголовное дело. Статья — злостное хулиганство. Подозреваемые умышленно незаконно разрушили объект культурного наследия, установленный, кстати, на деньги израильтян.

Надо ли так сурово наказывать малолетних вандалов? Байнет кипит разными мнениями на этот счет. Почему подростки наплевательски относятся к нашей истории и не понимают прописных истин? Почему родители не привили элементарное уважение к памяти, в то время как в стране ведется день за днем кропотливая работа по патриотическому воспитанию? Или малолетние вандалы надругались над мемориалом просто от нечего делать, чтобы таким образом себя повеселить? Как ни странно, но все три подростка из приличных, благополучных семей, в хулиганстве ранее замечены не были…

…В том же Вилейском районе до 5 мая 1942 года была деревня Борки. Судьба ее сложилась трагично: она так и не восстала из пепла. На месте событий мне довелось побывать вместе с единственной жительницей Борок, которой удалось избежать огненной расправы. Фаина Аносович (о ней «БН» рассказывала в номере за 1 августа 2013 года) поведала мне, что монумент в Борках установили по настоянию родственников погибших сельчан: за мемориалом постоянно ухаживают, к нему на митинги-реквиемы к памятным датам приезжают школьники. Осквернить это место, надругаться над ним и в голову никому не приходило.

И еще один совсем свежий пример — о восстановлении памятника в Клястицах Россонского района. Речь идет уже не о Второй мировой, а о Отечественной войне 1812 года. Сельчане нашли фундамент разрушенного памятника и «трубят» сбор средств на его восстановление. Нужна колоссальная сумма — миллион долларов, но они не сдаются. Местные школьники и вовсе организовали музей Отечественной войны 1812 года в школе, сами занимаются реконструкцией формы того времени. Странно получается. Одни подростки чтут святой подвиг своего народа, а другие на него плюют. Одни восстанавливают память, а другие — разрушают.

Танцы на костях запрещают все без исключения мировые религии, общечеловеческая мораль. Есть закон, ответственность за содеянное. Точка в разрушении куренецкого мемориала не поставлена, а репутация подростков уже запятнана на всю жизнь. Очевидно: не доросли недоросли до адекватного понимания слова «память».

Татьяна УСКОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter