Станислав Любшин

Актеры советского кино

Смотрите сегодня на канале ОНТ в 13.15 наше кино «Альпийская баллада»


Он «дорос» до колхозного сторожа, поступил в «кислородно–сварочной техникум», чтобы продолжить карьеру в колхозе... Но!


Прежде чем подать документы в театральный институт, Станислав Любшин решил посоветоваться с родителями. Он вспоминает, что у соседа «телевизор КВН был с линзой. Когда люди по полу ходили, вода в линзе колыхалась, и артисты были в полоску. Вот отец с матерью сидят, смотрят. А там Иван Семенович Козловский поет, а за ним хор стоит. Я говорю: «Мам–пап, я хотел бы проверить себя, пойти сдавать экзамен в театральное». Мать почему–то заплакала, такая реакция. А отец молчал–молчал и сказал: «Если ты будешь, как он, — показал на Козловского, — иди. А если как те, которые за ним, то не надо...»


И у Любшина все получилось: на театральной сцене и в кинематографе он всегда «солирует», всегда на первом плане.


Карьера актера началась в 1959 году, когда он окончил театральное училище им. М.С.Щепкина. Его в дипломном спектакле заметил Олег Табаков. Собственно, Любшин после рекомендаций восходящей звезды попал в популярный театр «Современник». А дебют в кино состоялся в 1958 году в студенческой работе Андрея Тарковского «Сегодня увольнения не будет».


Кстати, сегодня почти не упоминают факт: Тарковский планировал снять в роли Андрея Рублева Станислава Любшина, который очень долго ждал от кинорежиссера официального запроса, после теоретически они все обговорили. Не случилось! По признанию близких, перед актером даже не извинились и не объяснились...


Всенародная известность пришла к Станиславу Андреевичу в 1964 году после знакового для «оттепели» фильма Марлена Хуциева «Мне двадцать лет». Как вспоминает режиссер, первое знакомство решило все: худощавый парень, удивительная улыбка. Уже в первые минуты разговора режиссер знал: Любшин — человек из его картины.


Хотя справедливости ради отмечу, что за свою творческую жизнь Станислав Андреевич сменил много театров, подолгу почему–то нигде не задерживался. Правда, в ефремовском МХАТе служит с 1981 года и, как пишут, по сей день. Конечно, снимался, быть может, не так часто, как хотелось бы нам, зрителям, но зато все его персонажи памятны. К слову, сегодня актер тоже не мельтешит на телевидении и в модных нынче сериалах не снимается.


Однако начнем по порядку, тем более что есть неординарный повод: народному артисту РСФСР Станиславу Андреевичу Любшину на днях исполнилось 75 лет.


В творчестве актеру повезло — первые роли военной тематики принесли несомненную удачу. После культового советского фильма «Щит и меч» актера засыпали письмами зрители и однотипными предложениями на роль режиссеры. Разведчик Иоганн Вайс сразу запал в душу. В общем–то, как и песни Баснера и Матусовского «С чего начинается родина?» и «Махнем не глядя», — они тоже стали символичными для советских людей и, кстати, давно живут самостоятельно.


До этой картины Любшин уже снимался в фильмах о войне — «Третья ракета» и «Альпийская баллада», но зрительскую любовь, конечно же, принесла роль разведчика Александра Белова, работавшего под именем Вайса. Замечу, фильм поставлен режиссером В.Басовым по одноименному роману В.Кожевникова.


Лента получилась удачной. Обаятельный репатриант Иоганн Вайс, с особым изяществом носящий эсэсовский мундир, положил начало целой галерее советских киноразведчиков: Михаил Ножкин, Вячеслав Тихонов... К концу войны персонаж Любшина тоже достиг прочного положения в абвере, дослужился до чина обер–лейтенанта и был переведен в Берлин. Он тоже из самых первых рук получал ценнейшие сведения для наших.


Казалось бы, у Любшина внешность далека от плакатного супермена — щупловатый и сдержанный. Понятно, что по манерам Любшин, извините, и не герой–любовник. Но любовь, господа, он красиво играл! Вспомните дуэты с такими женщинами: Людмилой Гурченко в «Пяти вечерах» Никиты Михалкова, Марианной Вертинской в фильме Вячеслава Криштофовича «Женщина в море», Ириной Купченко в вампиловской телеверсии «Дом окнами в поле» Г.Павлова, Ниной Руслановой в короткометражке А.Штыгилова «Встреча».


Безусловно, любшинский персонаж — человек с биографией. На его лице лежит печать одиночества, какой–то усталости, неустроенности, что ли. За его плечами зритель всегда видит судьбу. А вот ее, родимую, Любшин играть умеет. Вспомните хотя бы его Егора из телефильма «Не стреляйте в белых лебедей».


Станислав Любшин родился 6 апреля 1933 года в подмосковной деревне Владыкино — сейчас это уже Москва. Его отец был агрономом, а мама работала на скотном дворе. В семье росло трое детей.


Биографы пишут, что страсть к сцене у Станислава Андреевича от мамы. Она, как и другие женщины, поднималась в четыре утра, шла доить коров, а затем, вернувшись к вечеру с работы, занималась домом и детьми. И так каждый день. От скуки женщины организовали драмкружок в клубе. Сам актер о том времени вспоминает: «А мать была красивой женщиной, она все героинь играла. А когда играешь героические роли, то с партнером или партнершей надо целоваться. А отцу очень тяжело было смотреть, как она с каким–то конюхом целуется, и он с ума сходил. Какой–то конюх целует его жену, а он ничего не может сделать. А сам он не в драматическом кружке был, а в музыкальном, играл на мандолине.


Вот он в этот день — вечером спектакль — один стаканчик пропустит, другой, третий. Когда мать находится на сцене и должна с этим конюхом целоваться, он выходил из клуба, садился с мандолиной на ступеньки и играл «Интернационал».


Сегодня принято говорить об актерских династиях. У Любшина — два сына от первого брака и оба связаны с кинематографом.


«У меня сейчас второй брак. От первого брака двое детей. Я ребятишек своих очень люблю, занимался воспитанием, спортом с ними, чего только не делал. Я им не только отец, но и друг их. Только когда они стали совсем взрослыми и поняли меня, у меня возникла другая жизнь. Они меня даже как–то поддержали. Юрка талантливый оператор, два института закончил. Димка учился в студии у нас, очень способный парень. Ребята очень хорошие, трудолюбивые. Воспитание у них не спартанское, но близкое к этому. Потому что я сам прошел это время — и детство в войну было, и трудящуюся свою жизнь начинал в очень раннем возрасте, — так и они: очень спортивные, целенаправленные, образованные, очень добрые по характеру люди».


Недавно в СМИ появилась информация о новой картине «Треск». Это фильм о любви. Роль Выгодского играет Станислав Любшин, а на роль Ленина, только не удивляйтесь, сватали звезду Голливуда Вина Дизеля. Писали, что картина вот–вот должна выйти на большой экран.


Значит, подождем и снова встретимся с любимым актером.


Факт


Встреча с Шукшиным


«У Василия Макаровича была такая сложная полоса в жизни и он как русский человек очень ярко проявлялся в эти моменты. Мог забор разобрать, разнести всех оглоблей. Это он с вечера так ярко выражался, а утром ничего не помнил.


И с утра (интересный тоже характер был), когда приходил гримироваться, в каждого человека всматривался. Пытался понять, не обидел ли его вчера?


Однажды я сделал ему замечание: «Как тебе не стыдно, Вася, ты такой писатель и так себя ведешь!» Он меня послал. Я обиделся. Вдруг в два часа ночи стучит в окно. Я — на «вы»: «Что вам нужно?» — «Ну ладно, прочитай». И дает мне семь рассказов, написанных от руки.


Писал он без всякой правки, просто как его тянуло. Я прочитал эти семь рассказов, и так стыдно стало, что я его учил жить. И в ту же ночь подумал: если когда–нибудь буду снимать фильм, то по его драматургии».


Мечта Любшина осуществилась после смерти Шукшина — он поставил фильм по его сценарию «Позови меня в даль светлую» и сам в нем сыграл.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter